«Тамилла Махмудова. Музыкальные перекрестки» | 1news.az | Новости
Lifestyle

«Тамилла Махмудова. Музыкальные перекрестки»

15:48 - 28 / 06 / 2008
«Тамилла Махмудова. Музыкальные перекрестки»

В Джазовом центре состоялась встреча с Народной артисткой Азербайджана и Заслуженной артисткой России, профессором Тамиллой Махмудовой, которая на сей раз кардинально отличалась от всех других: известная пианистка приехала из Москвы в Баку, чтобы презентовать землякам свою книгу, которую назвала «Тамила Махмудова. Музыкальные перекрестки».

Нет, она не играла на рояле свои коронные ноктюрны и сонаты, не уводила в мир образов своих любимых классических шедевров. Она подарила нам книгу, в которой сама рассказывает о родине отца Шеки, о том, как прошло ее детство в Баку, где она ребенком входила в мир музыки, где рядом с маститыми наставниками впервые вкусила радость успеха и выбрала счастливую судьбу на всю жизнь.

Поздравить с выходом со вкусом оформленной книги, опубликовать которую автору помогли живущие в Москве наши земляки – лидеры азербайджанской диаспоры и руководители Всероссийского Азербайджанского Конгресса, пришли председатель Союза композиторов Азербайджана Фирангиз Ализаде, председатель Союза писателей Азербайджана Анар, уважаемый композитор Ариф Меликов и многие другие.

Скромно признавшись, что литература, публицистика и даже мемуары, все «опусы», вошедшие в книгу, – не ее амплуа, Тамила ханум тем не менее одарила всех замечательным произведением, которое невозможно читать без волнения. К примеру, рассказ о том, каким был ее педагог, профессор Московской консерватории Яков Израилевич Зак, непревзойденный в своей неутомимости эрудит, психолог и методист, настолько заражает уважением и узнаваемостью, что мог выйти лишь из-под пера опытного мастера.

Да, Тамила ханум подчас приводит лишь штрихи, конкретные примеры, самые значимые для нее моменты своей жизни, но это, настолько дышащие теплом встреч с самыми дорогими для нас людьми подробности, что за каждой заметкой автора - аромат времени и те ностальгические нотки, которые очень дороги своей узнаваемостью всем нам.

Поистине, от души хочется поблагодарить Тамилу ханум как человека, запечатлевшего, казалось бы, то, что было самым ценным и незабываемым для нее, а на деле подарившего всем нам замечательную возможность близко-близко, в деталях разглядеть самых великих и достойных. Тех, кто определил высокий

уровень развития нашей музыки, нашего искусства, нашей культуры. Сказать ей большое спасибо за то, что теперь

ее воспоминания стали доступными современникам, а главное - запечатлев след великих подвижников на земле, сохранят тончайшие нюансы отношений истинно талантливых людей и для потомков.

С благодарностью выслушав поздравления, одаренная роскошными букетами цветов Тамила Махмудова любезно откликнулась на предложение ответить на вопросы корреспондента 1news.az.

- Уже полвека вы живете в Москве, но и при этом удостоились звания Народной артистки Азербайджана и награждены орденом «Шохрат» - нет ли в этом какого-то диссонанса?

- По-моему, нет! Вы же знаете, что музыканту нужна среда, возможность часто выступать, ездить, готовясь к встречам с самой взыскательной публикой - все это я имею в Москве. Кроме того, там существует серьезная конкуренция – это огромный стимул, на месте не постоишь.

Потому главным для меня стала – пусть изнуряющая - работа. Мне не понятно, как могут некоторые Богом данный талант растрачивать в сетованиях о том, что кто-то чего-то им не додал. Я бралась за любую работу, и благодарна судьбе за то, что она закалила меня, сделала бойцом.

Представьте, через 14 дней после операции, вопреки утверждениям врачей, что с фортепиано мне придется «завязать», я приступила к тренировкам и – играю!

- Это, по-моему, творческий подвиг!

- А разве только это? С тех пор я перенесла еще четыре сложнейших операции, три года почти не могла ходить, но, как видите, опять же не сетую на судьбу и самозабвенно занимаюсь любимым делом...

Что же касается связей с родиной... Дай Бог, чтобы кто-то другой так много делал для нее, даже находясь за ее пределами... Где бы я ни выступала, в моем репертуаре всегда есть произведения азербайджанских композиторов. А разве не престижно для моей родины, когда вдали от нее на весьма солидных концертах объявляют, что такие монографические программы, как «Бах», «Бетховен», «Моцарт», «Шопен», «Дебюсси», исполняет народная артистка Азербайджана?

Обычно исполнители гордятся тем, что выступали в лучших концертных залах Европы и Америки, а я, испытав все это, радуюсь тому, что играла в сельских клубах почти во всех районах Азербайджана. Там, где подчас и рояля-то не было - приходилось снимать панели с обычных пианино, лишь бы не обидеть отказом людей, которые ждали встречи с пианисткой и произведениями композиторов-гениев.

- Востребованы ли вы сейчас?

- Абсолютно! Я преподаю, часто выступаю с концертами, играю со своими учениками. Более десяти лет дружу и сотрудничаю с Камерным оркестром «Времена года» под управлением выступившего, как вы знаете, недавно перед бакинской публикой маэстро Владислава Булахова с удовольствием играя редко исполняемые произведения. Ну а в той работе, которую проводят азербайджанская диаспора или Посольство Азербайджанской Республики в Российской Федерации, участвую практически постоянно – они без меня не обходятся.

Я азербайджанка, все, что связано с моей родиной, меня очень волнует. Каждый раз, приезжая в Баку и видя в окно самолета нефтяные вышки с бурыми лужицами вокруг них, обязательно ощущаю комок в горле и вытираю наступившие на глаза слезы.

А в этот раз почему-то мне показалось, что, кроме крыльев самолета, меня несут и какие-то собственные крылья – это, конечно же, от предвкушения встречи с родным Баку, с дорогими земляками.

- По сути, малой вашей родиной считается город Шеки…

- И я этим очень горжусь. Заметьте, первый очерк в моей книге называется «Малая родина» и посвящен Шеки, в том числе и истории этого уникального края. Я поместила в книгу фотографии Дома- музея моего дяди известного азербайджанского писателя Сабит Рахмана – брата моего погибшего на фронте отца. В этом старинном доме прошло и мое детство.

- Появление этого очерка – проявление ностальгических чувств?

- Конечно! Что-то нас всегда связывает с предками, святыми для всех нас людьми.

- И ценим мы их не за то, что обеспечили нам безбедное существование…

- Безбедное… Но ведь богатство и бедность исчисляются отнюдь не материальными категориями! Так случилось, что в 11 лет, в годы войны, отнявшей у меня отца, я начала зарабатывать деньги репетиторством. Но зато с 14 лет познала успех - играю на самых престижных площадках мира с самыми прекрасными оркестрами и знаменитыми дирижерами, неизменно получая восторженные отзывы профессионалов и специализированной прессы.

- И никогда не забываете о том, что стали признанным мастером не только благодаря таланту, труду, тонкому вкусу, но и урокам великих педагогов.

- Благодарность – одно из высших качеств человека. Теперь, когда у меня «получилась» книга, ощутила потребность написать о

моем любимом человеке, великом педагоге Кейкяб ханум Сафаралиевой, вместе с Узеирбеком поднимавшей дело становления музыкального образования в Азербайджане. Это Кейкяб ханум я обязана тем, что, упорно разучивая в однокомнатной квартирке в Ичери-шехер все новые опусы, оттачивала каждую деталь в ее классе, под ее чутким, заботливым руководством. Именно благодаря этому практически в детстве я была признана бакинским бомондом одной из самых талантливых учениц музыкальной «десятилетки» (ныне школы имени Бюльбюля), а потом и студентки консерватории. Тогда меня и послали продолжать учебу в Московской консерватории.

- Судя по книге, вы питаете благоговейные чувства к нашим корифеям – Кара Караеву, Фикрету Амирову…

- Музыка Кара Караева – праздник, который всегда со мной, его произведения - мои неизменные спутники в гастрольных поездках. Когда Кара Абульфазовичу я подарила несколько афиш и программок из разных стран, он явно порадовался не тому, что в далеких краях звучат его произведения, а тому, что там выступаю я.

Помню, поделилась с маэстро желанием сыграть концерт-монографию из его «фортепианных» произведений, но он высказал сомнение в том, что, пожалуй, написанного им для фортепиано недостаточно для целого концерта. Договорились, что я подожду, когда он завершит «12 фуг для фортепиано». Он их завершил, но сыграть концерт, включающий все фортепианные произведения Кара Караева, я смогла во Всесоюзном доме композиторов лишь 5 февраля 1983 года, в честь 65-летия мастера… когда его уже не было с нами…

- А Фикрет Амиров?

- Музыка Фикрета Амирова с ее острыми, терпкими мелодиями, с присущими только ему гармониями вошла в мою жизнь в раннем детстве – тогда композитор даже вручил мне рукописи своих сочинений, еще не напечатанных в издательстве. А потом доверил сыграть только что написанную «Романтическую сонату»… на пленуме Союза композиторов. Тогда многие отметили, что впервые использованное в музыке смелое, новаторское соединение такого относительно «молодого» европейского инструмента, как рояль, с древнейшими азербайджанскими инструментами неожиданно доказало удивительное органичное их сочетание.

Что может более греть душу, чем общение с талантливым, духовно богатым и эрудированным человеком, но нашей беседе подошел конец – надо и честь знать. О том, какой Тамила Махмудова великий мастер фортепианной игры, сегодня мы только представили по-памяти – благо она не держит земляков на голодном пайке.

Несколько лет назад сыграла большую программу, в том числе и «Второй концерт» С.Рахманинова в Кирхе – когда в честь юбилея была награждена орденом «Шохрет». Три года назад в Азербайджанской государственной филармонии она устроила для нас «Вечер Шопена», а несколько месяцев назад отметила важную в ее биографии веху – 60-летие творческой деятельности, и тоже вместе с нами, в Азербайджанской государственной филармонии.

Буквально с юношеским задором прозвучали в исполнении камерного оркестра и замечательной солистки Тамиллы Махмудовой «Концерт для фортепиано с оркестром Ми-мажор» И.С.Баха; «Блестящий дивертисмент» для фортепиано с оркестром М.Глинки на темы оперы В.Белини «Сомнамбула»; «Рондо» для фортепиано с оркестром В. Подгайца; «Хризантемы» Д.Пуччини, а также сыгранные пианисткой на бис два азербайджанских народных танца, записанных в свое время композитором Рауфом Гаджиевым – произведения, прямо скажем мало знакомые даже многим профессионалам.

Блеснув замечательной техникой, Тамилла ханум проявила не только редчайший профессионализм, умение прочувствовать и передать настроение авторов музыкальных текстов, мастерское владение искусством извлечения звука, но и показала, насколько богат ее духовный мир, как разносторонен круг интересов и пристрастий. Все то, что доступно лишь музыканту от Бога, прошедшему богатую жизнь в искусстве и умеющему неустанно трудиться, получая огромное удовлетворение от дела, которому посвятила себя с самого детства.

Замечательной иллюстрацией к сказанному стал впервые показанный тогда фильм - с большим тактом и вкусом смонтированные старые фотографии и последующие видеозаписи - страны и сценические площадки, оркестры и дирижеры, шедевры мировой классики и богатство творений азербайджанских композиторов – калейдоскоп красок и мироощущений, запечатленных на века.

А теперь вот книга – свидетельство того, что талантливые люди талантливы во всем, за что берутся. А тем более достойны благодарности, если им есть, что рассказать миру о своей родине, чем порадовать соотечественников.

Галина Микеладзе

Поделиться:
4096

Последние новости

Все новости

1news TV