«Быки» и «медведи»
Станет ли новый или более молодой, чем его предшественник, президент склонным к уступкам и компромиссам в различных аспектах моровой политики. Ответ на этот вопрос не заставил себя долго ждать. Спустя всего месяц после церемонии инаугурации президент Дмитрий Медведев в своей речи на Экономическом саммите в Санкт-Петербурге фактически обвинил США в разразившемся мировом финансовом кризисе, спровоцировавшим негативные тенденции на товарно-сырьевых рынках. Ответственность ведущей экономики мира за сложившуюся ситуацию на глобальных рынках понимали многие, но бросать вслух подобные обвинения позволяли себе лишь некоторые. Как правило, это делали по–настоящему смелые и отчаянные люди. К таковым безусловно следует отнести президентов двух стран: Венесуэлы - Уго Чавеса и Ирана - Махмуда Ахмадинеджата.
Вообще, с тех пор как даже в благополучных европейских странах стали шириться акции протеста против удорожания стоимости горючего и подходит время массовых отпусков в США, вопрос: кто виноват в росте цен на нефть приобрел особую актуальность. Виновниками бед «свободного мира» попеременно объявлялись организация стран-экспортеров нефти ОПЕК, Россия, не желающая допускать западных инвесторов к своим месторождениям и порожденное ею «злобное чудовище» компанию «Газпром», а также не в меру расплодившиеся и ставшие «прожорливыми» индийцы и китайцы. «Злоумышленники» отбивались кто как может. Одни уверяли, что никаких фундаментальных причин для роста цен на нефть нет, просто надо ограничить «аппетиты» спекулянтов. Другие угрожали, прежде всего американцам, что еще и не такие цены увидите! Третьи пытались подвести научно-обоснованную базу под различные точки зрения.
Но после того как на торгах Нью-йоркской биржи 6 июня текущего года цены на нефть совершили рекордный скачок, поднявшись за 36 часов на $16,24 за баррель и зафиксировались на отметке $ 139,12 за баррель, дать вразумительную оценку происходящему попросили Джорджа Сороса. С этой целью прославленного биржевого игрока, миллиардера и филантропа пригласили на специальные слушания в сенат США, посвященные вопросу безудержного роста нефтяных котировок. В данной аудитории Джордж Сорос еще раз озвучил свою теорию биржевой игры. Согласно ей биржевые торги есть ничто иное, как сумма игроков, подверженных стадному чувству. Таким образом, рынкам свойственно не стремление к равновесию, а рефлекторность, то есть бессознательность поведения инвесторов. Если обратить внимание на то, какими эпитетами наградил миллиардер своих менее удачливых соратников, невольно приходит на ум, что некогда благородное понятие «инвестор» сведено к своему изначальному, несколько примитивному определению «биржевой спекулянт». Тем самым людям, в борьбе с которыми оказалась бессильной даже Советская власть. На сегодняшний день в «стаде» биржевых спекулянтов преобладают «быки» (играющие на повышение цен). «Медведи», пока пребывают в спячке.
Помимо этого Джордж Сорос отметил, что рост цен на нефть есть следствие не только такой фундаментальной причины как разбалансированность спроса и предложения. Появившаяся не так давно возможность инвестировать во фьючерсные рынки через индексные фонды ведет к раздуванию пузыря в ценах на сырье, к которому относится не только нефть. Таким образом, гуру «заложил» биржевых игроков, предупредив сенаторов. Но более неприятные последствия для граждан нашей страны может иметь отчет Международного энергетического агентства. В нем выражается озабоченность тем, что во многих нефтедобывающих странах нерационально используются энергоресурсы из-за неоправданно низких цен на них на внутреннем рынке. Понятно, что выходом из подобной ситуации может служить требование к повышению цен. Следует заметить, что за истекшие полтора года со времени последнего повышения розничных цен на отдельные виды нефтепродуктов в нашей республике мировые выросли еще в 2 раза. Так что международные финансовые институты могут попросить правительство Азербайджана несколько подправить ситуацию. Тем более что наши потребители не столько экономят, сколько просто не платят.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции