Гюльтекин Гаджиева: «Необходимо принимать жесткие меры против всех, кто не пускает дочерей в школу» | 1news.az | Новости
Интервью

Гюльтекин Гаджиева: «Необходимо принимать жесткие меры против всех, кто не пускает дочерей в школу»

09:35 - 16 / 07 / 2008
Гюльтекин Гаджиева: «Необходимо принимать жесткие меры против всех, кто не пускает дочерей в школу»

Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Гюльтекин Гаджиевой

- До сих пор я была содокладчиком ПАСЕ дважды. Первый доклад был связан с работой Международной миграционной организации. В связи с этим я несколько лет назад побывала в штаб-квартире организации, а затем мой доклад был заслушан и единогласно принят ассамблеей без всяких изменений и дополнений – редкий случай в практике ПАСЕ. Второй доклад был связан с делом бывшего министра обороны и национальной безопасности Молдовы Валерия Пассада, арестованного за коррупцию. Совет Европы счел, что В.Пассад близок к критериям политического заключенного, и потому назначил докладчика. К тому же в качестве заинтересованных сторон в деле участвовали Молдова и Россия, и комитет по юридическим вопросам и правам человека СЕ решил назначить докладчиком меня. Спустя менее чем год после назначения В.Пассад был освобожден и, между прочим, по приглашению нынешнего президента ПАСЕ Луиса Марии де Пуча участвовал в последней сессии, встречался с официальными лицами ассамблеи, поблагодарил меня за участие в его деле.

На этой сессии я назначена и содокладчиком по вопросу женщин-заключенных (наряду с румынским депутатом Минадорой Кливетти). Цель этого доклада, который готовится комитетом по гендерному равенству – анализ положения женщин-заключенных в Европе, их социальных проблем, подготовка предложений по их повторной интеграции в общество. Последние дебаты по докладу пройдут на октябрьской сессии, и мы с М.Кливетти представим документ на пленарное заседание. Другой вопрос, по которому я назначена докладчиком и который готовится комитетом по миграции, беженцам и населению, имеет для Европы большое значение, - он посвящен демографической ситуации на континенте и процессам миграции. Известно, что население Старого света быстро стареет. Если в начале XXвека европейцы составляли 25% населения мира, то в начале столетия нынешнего – только 11%, и согласно прогнозам, к 2050 году этот показатель упадет до 7%.

- Какие шаги предполагается предпринять для преодоления этой тенденции?

- Наряду с поощрением рождаемости очень важным моментом является рациональное управление процессами миграции. Учитывая значение темы, мы планируем сотрудничать при подготовке доклада с Фондом населения ООН. Кроме того, комитет принял решение провести 25-26 ноября этого года в Женеве слушания по вопросу в рамках возглавляемого мной комитета по населению. Я буду участвовать в этих слушаниях и в качестве председателя комитета, и докладчика. Считаю, что это оценка растущего авторитета Азербайджана в Совете Европы, активной и плодотворной деятельности нашей делегации. Безусловно, все наши шаги в конечном счете направлены на укрепление влияния Азербайджана на международной арене и справедливое разрешение карабахского конфликта. Между прочим, на последней сессии объявлена новая позиция СЕ, согласно которой развитие демократии в Азербайджане напрямую увязывается с восстановлением территориальной целостности страны. В резолюции прямо говорится, что без восстановления целостности не может идти речь о торжестве демократии. Нет нужды пояснять всю важность принятия такой резолюции, если учесть, что для Совета Европы демократия и права человека представляют собой наивысшую ценность. Это значит, что Совет Европы намерен задействовать все свои механизмы для восстановления территориальной целостности Азербайджана. Мы намерены продолжать свою работу вплоть до окончательного решения этой проблемы.

- Известно, что женщины нередко попадают за решетку вследствие семейных неурядиц. Как вы относитесь к тому, что Совет Европы настаивает на принятии в Азербайджане закона «О преодолении бытового насилия»?

- В Азербайджане бытовое насилие распространено, особенно в отдаленных районах. Данная проблема в конечном итоге наносит ущерб генофонду народа и препятствует социальному развитию страны. К сожалению, среди общественности, в том числе и среди самих женщин, преобладает стремление избежать огласки подобных случаев. С этой проблемой связана и проблема ранних браков. Во многих регионах страны, особенно в южной зоне, редко можно встретить девочек, посещающих школу в старших классах. Дело в том, что весьма распространена практика выдачи замуж девочек в 15-16-летнем возрасте.

- Эта практика встречается и в селах Абшерона.

- Да, это так. К сожалению, в определенных регионах бытует представление чуть ли не о постыдности образования девочек. Скрывая эту проблему, мы наносим вред своему генофонду, ибо женщина, которую заставили выйти замуж в подростковом возрасте, произведет на свет слабых физически, а нередко и умственно отсталых детей. Сами такие женщины становятся наиболее проблемной в социальном и психологическом плане прослойкой общества. Как правило, они не пользуются в семье уважением, нередко подвергаются унижениям и оскорблениям, и постепенно теряют чувство самоуважения. Сами посудите, как они будут воспитывать своих детей. Поэтому все разговоры о том, что говорить о семейном насилии «неприлично», «противно нашему менталитету», порочны. Нельзя избегать говорить о проблемах. Тем более что в старину среди тюркского народа существовало уважительное отношение к женщине. Презрительное, унизительное отношение к женщине абсолютно не свойственно азербайджанскому народу и занесено к нам извне. Исходя из этого, мы должны ввести необходимую законодательную базу защиты женщин от бытового насилия, разработать механизмы реального функционирования уже существующих законодательных актов. Тем более что у нас уже принят закон «О гендерном равенстве», мы подписали конвенцию ООН, запрещающую дискриминацию женщин. При этом предпочтение должно отдаваться мерам не административного, а больше социального характера. Так, следует открывать реабилитационные центры, рабочие места для женщин. Необходимо предпринять соответствующие меры и в учебных заведениях, принимать жесткие меры против всех, кто не пускает дочерей в школу, всячески поощрять рост числа студенток из регионов. Повторяю: необходимо по возможности избегать административных и полицейских методов. Хочу с удовлетворением констатировать, что в регионах вокруг Гянджи такие случаи не носят массового характера.

- Как, по-вашему, не связано ли снижение рождаемости в Европе с кризисом института семьи, распространением однополых браков?

- В марте нынешнего года в комитете по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ были проведены слушания, на которых Андреас Гросс представил доклад о необходимости узаконить браки между представителями сексуальных меньшинств. В докладе с беспокойством говорилось, что такие браки официально признаются лишь в 3 европейских странах; докладчик утверждал, что они должны быть узаконены во всех странах – членах СЕ. Доклад вызвал довольно резкие выступления, в том числе и с моей стороны, и докладчик не нашелся что возразить. Докладчик обосновывал свою позицию тем, что эти люди страдают, будучи лишены возможности иметь семью и пользоваться механизмами института семьи. Я задала А.Гроссу вопрос о том, что важнейшей функцией семьи является рождение и воспитание детей, а в однополом браке детей быть не может. Он возразил, что государство, признав однополые браки, признает за ним право усыновлять и удочерять детей. И здесь возникает вопрос: ведь усыновляемые (удочеряемые) дети опять-таки рождаются от обычных, нормальных браков. Получается, что участники нетрадиционных браков принимают в свою семью детей, родившихся от обычного, нормального брака. Какова будет судьба таких детей? Ясно, что она будет плачевной. Я считаю, что права человека не могут быть абсолютными, они существуют в определенных рамках, очерченных правами окружающих. Права одного человека не могут ущемлять прав другого. К сожалению, европейское право в отношении к меньшинствам нередко этот момент упускает из виду, и именно с этим в немалой степени связан процесс ослабления института семьи. Есть, конечно, и другие причины – чрезмерное участие женщин в общественной жизни, забвение ими своей важнейшей изначально материнской функции. Безусловно, в каждой женщине живет тяга к самореализации, и лично я удовлетворила ее, став депутатом. Я счастлива, и я хотела бы, чтобы каждая азербайджанка могла получить высшее образование, нашла достойное место в жизни, обладала высоким интеллектом, ибо это поможет ей вырасти ребенка достойным членом общества, представителем своего народа. Но женщина не должна забывать, что она прежде всего мать. Семья – ячейка нации, фундамент государства.

Скажем, я не могу согласиться с распространенной в Европе практикой привлечения женщин наряду с мужчинами к тяжелому физическому труду. Другой фактор, снижающий значение института семьи, – широкое распространение гражданских браков. В большинстве таких браков дети не рождаются. Все перечисленные мной обстоятельства и привели к нынешнему тревожному демографическому положению в Европе.

Однако есть многое, в чем нам следовало бы поучиться у Европы. Так, средний крайний возраст для мужчин составляет 81 год, для женщин – 84-85 лет. Это связано с нормальными экологическими условиями, малыми стрессами. Об экологической обстановке в нашей стране и в целом на постсоветском пространстве говорить нужды нет. В период формирования новых экономических и общественных отношений в обществе усиливается напряжение, а это влечет стрессы. Решение этих проблем требует времени. Я хочу, чтобы и у нас, при условии сохранения нынешней рождаемости уровень жизни пожилых приблизился к европейским показателям.

Кямиль Хамзаоглу

Поделиться:
4336

Последние новости

Все новости

1news TV