Тбилисский дебют Берлина
Визит в Тбилиси главы МИД в Германии Франк-Вальтер Штайнмайер не внес для общественности ясности в план, предложенный Берлином по урегулированию конфликта в Абхазии. Однако дал надежду на смягчение ситуации вокруг зон конфликта и отношений с Россией, которые за последний месяц приблизились к, пожалуй, наиболее критической стадии за всю новейшую историю.
Впервые о новом подходе к урегулированию в Грузии заговорили чуть менее месяца назад – во время визита в Германию президента Грузии Михаила Саакашвили. За несколько прошедших недель ситуация в зонах конфликта накалилась до предела и грозила перейти в открытое вооруженное противостояние на фоне кризиса между Москвой и Тбилиси.
Г-н Штайнмайер по прибытии в столицу Грузии был крайне сдержан в своем общении с прессой, так и не расшифровав детали плана, который Берлин предлагает обсудить Тбилиси, Сухуми и Москве. Программа визита была предельно сжата за счет брифингов для журналистов, так как глава МИД Германии прибыл в Тбилиси с опозданием, и коррективы в программу вносились в последний момент.
По данным германской прессы, первый этап плана предусматривает годичные меры восстановления доверия между грузинской и абхазской сторонами, подписание соглашения о неприменении силы и начало процесса возвращения грузинских беженцев в места их постоянного проживания в Абхазии. Второй этап плана - это начало восстановительных работ на средства, собранные правительством Германии от стран-доноров. Третий этап - определение политического статуса Абхазии.
В названных элементах этой схемы нет ничего принципиально нового. Вопрос – в принципиальных договоренностях, механизмах и деталях, которые пока идут под грифом «секретно».
«Мы должны убедить все стороны конфликта в необходимости нашего плана», - заявил Штайнмайер по прибытии в Тбилиси. Министр выразил поддержку территориальной целостности Грузии и заверил, что «международное сообщество всеми силами пытается снять напряженность».
Пока представителю Германии удалось убедить только Тбилиси. Председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе заявил, что план урегулирования в целом приемлем. «В представленном плане есть целый ряд элементов, которые могут рассматриваться позитивно, и это те элементы, к осуществлению которых грузинская сторона готова, в то же время план, представленный Германией, нуждается в определенных коррективах», - заявил Бакрадзе.
Власти Грузии назвали два принципиальных для себя момента - соблюдение принципа территориальной целостности Грузии и возвращение беженцев и подтвердили на встречах с министром приверженность мирному урегулированию конфликтов.
Слово – за Сухуми и Москвой, которые Штайнмайер посетит в пятницу. Однако даже общая схема уже выявила первые принципиальные разногласия с участниками предстоящих переговоров.
В МИД РФ посчитали недопустимым увязывание западными странами вопроса о подписании соглашения о неприменении силы между Грузией и непризнанной Республикой Абхазия с возвращением беженцев.
Как заметил глава МИД РФ Сергей Лавров, западные партнеры пытаются увязать это требование с подписанием документов о возвращении беженцев, что на данном этапе абсолютно не реально. По словам Лаврова, тема возвращения беженцев требует сначала успокоения ситуации, восстановления доверия, и уже потом возникнет возможность рассматривать эту тему в предметном плане.
В свою очередь, абхазская сторона заявляет, что начнет переговоры с Грузией только после вывода грузинских войск из Кодорского ущелья, даже если новый план урегулирования грузино-абхазского конфликта удастся согласовать со сторонами. При этом министр иностранных дел непризнанной республики Абхазия Сергей Шамба заявил, что в вопросе возвращения беженцев речь может идти об обсуждении этого вопроса в соответствии с ранее подписанными соглашениями и только в Гальский район. А третий этап - определение статуса Абхазии - Шамба категорически отверг, так как, по его мнению, речь может идти только об урегулировании государственно-правовых отношений с Грузией или о признании Грузией независимости Абхазии.
Политологи в Грузии пока достаточно поверхностно комментируют берлинскую инициативу, с учетом того, что детали мирного плана так и остаются неизвестными.
Если кто и сможет восстановить конструктивный диалог между Грузией и Россией – это Германия, – считает бывший министр иностранных дел Грузии времен Эдуарда Шеварднадзе, ныне – директор Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили.
По его мнению, активное включение Германии в процесс урегулировании конфликтов на территории Грузии может стать решающим фактором, с учетом хороших отношений между Берлином и Москвой.
«Тот момент, что Германия имеет хорошие отношения с Россией, можно рассматривать только с позитивной стороны. Как минимум, без нейтрально настроенной России речь не может идти о прогрессе в урегулировании конфликтов в Грузии. А если кто-нибудь и может восстановить конструктивный диалог между Грузией и Россией – то это Германия», - считает политолог.
В то же время Менагаришвили предупреждает «не поддаваться иллюзии, что проблема будет решена одним визитом». «Это будет долгосрочный процесс, главное, чтобы динамика была позитивная», - заявил экс- министр иностранных дел Грузии.
Более скептично настроен конфликтолог Паата Закареишвили, который «не возлагает особых надежд» на план Германии.
«Главное, как примут этот план в Сухуми и в Москве. Если они его не примут, он останется неосуществленным, как и другие разработанные до этого планы. Обычно Сухуми и Москва не принимают те планы, в которых защищены интересы Грузии, а план Германии относится именно к этой категории», - отметил политолог.
В то же время, по словам Закареишвили, по сравнению с ранее существовавшими проектами в целом план можно оценить как более «равновзвешенный» и, по его информации, здесь акценты перенесены на прямой диалог между абхазами и грузинами. Политолог при этом высказал предположение, что «друзья Грузии» за время, прошедшее после визита Саакашвили в Берлин, пытались скорректировать документ с учетом позиции российской стороны.
Сам Штайнмайер, между тем, воздерживается от прогнозов, признавая свое турне «сложным и напряженным».
«Может это будет неожиданно услышать, но иногда политики заранее не знают, какие могут быть итоги», - признался Штайнмайер, отвечая на вопрос агентства «Новости-Грузия». Впереди – переговоры с Россией. «То, о чем я буду говорить в Москве, будет зависеть от результатов моих переговоров в Тбилиси и Сухуми. И я надеюсь, что после встреч с партнерами консультации продолжаться в Берлине», - сказал глава МИД Германии.
Елена Имедашвили, руководитель информационного агентства «Новости-Грузия»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости