США-Иран: война откладывается?
Если верить влиятельной британской газете The Guardian , то война США с Ираном откладывается, а администрация президента США Джорджа Буша вынашивает планы восстановления дипломатического присутствия в Иране. И это после почти 30-летнего разрыва дипотношений между двумя странами.
Газета сообщает, что официально об этом объявят через месяц. Пока же США будут отстаивать интересы в Тегеране через посольство Швейцарии, которое от таких функций не отказывается. В этом же посольстве и появится «зона интересов». То есть отдельного здания американской дипмиссии в Иране в ближайшем будущем не будет, зато в новой зоне станут работать американские дипломаты. Они смогут выполнять все функции посольства в полном объеме.
Американские власти с помощью дипломатии, пишет газета, таким образом попытаются найти компромисс с Ираном и смягчить имеющееся напряжение. Если это действительно так , то информацию о «зоне интересов» можно считать сигналом к серьезным переменам. Дело в том, что разрыв американо-иранских дипотношений произошел более тридцати лет назад после истории с захватом американского посольства. В начале ноября 1979 года уже после победы исламской революции в Иране вооруженная группа радикально настроенных студентов – сторонников лидера революции аятоллы Хомейни штурмом взяла посольство США в Тегеране.
Тогда заложниками стали 52 сотрудника посольства. Они находились в плену ровно 444 дня, и вышли на свободу только в январе 1981 года. События в Иране и захват американского посольства в Тегеране тогда в значительной степени повлияли на предвыборную ситуацию в Соединенных Штатах. Поста главы Белого дома лишился тогда демократ Картер, а его место занял республиканец Рейган. Но это уже история, хотя и весьма поучительная.
Между тем подлинность изложенных британской газетой фактов в Иране не опровергают. Там запрос США по поводу открытия секции интересов в Тегеране обещают обдумать «в положительном ключе». Так, во всяком, случае заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, выступая по телевидению.
«Мы всегда заявляли, что готовы к диалогу со всеми государствами, кроме сионистского режима» (имеется в виду Израиль. – Ф.С.). Однако диалог должен строиться на справедливых условиях и на основе взаимоуважения», – подчеркнул он.
Правда, при этом он добавил, что Вашингтон пока не обращался к Тегерану с официальным запросом, но «если они сделают это, мы рассмотрим это предложение в позитивном ключе». «Мы не опасаемся того, чтобы другие люди посещали нашу страну», – цитируют Ахмадинеджада информационные агентства.
Более того, президент Ирана уверен: через несколько месяцев ситуация изменится таким образом, «что Вашингтон будет нуждаться в диалоге с Ираном» и США признают, что «мощь Исламской Республики простирается за пределы региона».
Что касается реакции самих Соединенных Штатов, то Госдепартамент США не подтвердил, однако при этом и не опроверг публикацию The Guardian. А это как на дипломатическом, так и на других языках означает, что дыма без огня не бывает .
Кстати первые сообщения о создании американской секции интересов в Тегеране со ссылкой на неназванных высокопоставленных официальных лиц США, появились еще в июне в американской The Washington Post. По всей видимости, уже тогда в Вашингтоне решили внести коррективы в американо-иранские отношения.
Если это так, то возникает вопрос: что послужило причиной столь резкой смены курса Белого дома в отношении Ирана?
Прежде всего нельзя забывать, что США на пороге президентских выборов. А это весьма значительный политический фактор для республиканцев. Воспоминания о событиях 1979 года еще свежи в памяти многих американцев. Не менее важен и финансовый аспект. При этом надо иметь в виду и сложности в экономике, а также падение курса доллара. Ресурсов едва хватает на войну в Ираке и Афганистане. Джорджу Бушу пришлось неоднократно просить законодателей утвердить расходы на войну, при этом он грозился воспользоваться правом вето, если в законе финансирование войск увяжут с датой вывода. В итоге президент все-таки одержал победу и конгресс принял условия главы государства.
Тема войны в Иране остается одной из главных и в спорах двух кандидатов на президентский пост – демократа Барака Обамы и республиканца Джона Маккейна. При этом постоянно всплывает вопрос о методах урегулирования этой проблемы. Темнокожий сенатор выступает за мирное урегулирование вопроса, Маккейн занимает более жесткую позицию, но о начале военной кампании не говорит.
Однако сегодня, как ни парадоксально, главная проблема американской администрации по поводу диалога с Тегераном заключается не в том, как его начать, а в том, как подать мировой общественности эти планы, чтобы не показать свою слабость. А это уже сделать значительно сложнее.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции