Эльдар Исмайлов: «Ратующие за строительство подземного гаража на месте захоронения, в свое время ратовали за возведение этого мемориала» | 1news.az | Новости
Интервью

Эльдар Исмайлов: «Ратующие за строительство подземного гаража на месте захоронения, в свое время ратовали за возведение этого мемориала»

13:28 - 21 / 07 / 2008
Эльдар Исмайлов: «Ратующие за строительство подземного гаража на месте захоронения, в свое время ратовали за возведение этого мемориала»

Эксклюзивное интервью 1news.az с ученым-историком, профессором Эльдаром Исмайловым

Монумент с вечным огнем в центре Баку многие годы был местом поклонения по меньшей мере двух поколений жителей азербайджанской столицы от высоких партийных чинов до подростков-пионеров. Кортежи свадебных машин подъезжали к мемориалу 26-ти Бакинских комиссаров, молодожены возлагали цветы к вечному огню. В честь памяти «погибших за светлое будущее Азербайджана комиссаров» в Баку воздвигли памятники, назвали целые районы города, в крупных городах СССР назвали их именами улицы.

После развала СССР отношение к комиссарам диаметрально изменилось. Теперь на месте мемориала идет строительство поземного гаража, а останки планируется перезахоронить на одном из кладбищ в пригороде Баку. Наша история остается стабильно непредсказуемой. Так кто же были они, Бакинские комиссары?      

- Начнем с того, что уже ни сада, ни монумента 26-ти Бакинским комиссарам в Баку давно не существует. Захоронение останков комиссаров в Баку произошло в 1920 году, после победы советской власти в Азербайджане. Первый памятник был установлен в садике имени 26-ти Бакинских комиссаров, недалеко от места нынешнего мемориала. Этот памятник был сооружен известным советским скульптором Меркуловым. Когда-то там был постамент, на котором выступали дети, в том числе и я прочитал какие-то стихи и спел песню «Русский с китайцем братья на век - крепнет единство народов». До 1992 года этот монумент (кстати, настоящее произведение искусства) стоял в садике имени 26-ти Бакинских комиссаров, а мемориал возвели уже в 70-е годы. В разгар армяно-азербайджанского конфликта этот памятник снесли.

Надо отметить, что среди 26-ти в действительности комиссарами являются всего несколько человек: Шаумян, Джапаридзе, Фиолетов, Корганов, Миргасан Везиров и др. Всего несколько человек занимали солидные должности в Бакинском совете, а затем Бакинском совнаркоме. Азизбеков был губернским уездным комиссаром, так сказать, почти членом правительства. Власть совнаркома не распространилась на всю  губернию и так и осталась в рамках Баку. Поэтому совнарком послал карательные отряды в уезды для того, чтобы силой подчинить их себе.

Все остальные, кроме вышеупомянутых лиц, вообще не были комиссарами, а некоторые являлись вообще беспартийными. Дело в том, что 26 человек были поставлены на тюремное довольствие в красноводской камере, где содержались комиссары. Этот список попал в руки эсэеровского правительства Фунтикова, который действовал, скажем так, на территории современной Туркмении, с центром в Ашхабаде. А правительство это было сформировано сплошь из эсеров. Моя версия, почему убили 26 Бакинских комиссаров, следующая. 30 августа 1918 августа эсерка Фани Каплан стреляет и ранит лидера большевиков Владимира Ленина. Кстати, она стреляла с трех метров, но всего лишь ранила Ленина. Уже потом появляется миф о том, что пули были отравленными. На следующий день без суда и следствия комендант Кремля Мальков убил Каплан во дворе Кремля, а чтобы скрыть это преступление, ее труп растворили в бочке с соляной кислотой. Кстати, идеологи создали миф о том, что Ленин простил ее, и якобы Каплан освободили. Но самое страшное случилось потом. 5 сентября 1918 года большевистское правительство принимает решение о красном терроре. Красный террор - это тотальное уничтожение врагов Советской власти. В этот период эсеров в массовом порядке расстреливали на месте. Вместе с эсерами расстреливали членов и других партий, никто особенно не разбирался, кто есть кто. Вот в этот момент в руки к эсерам попадают Бакинские комиссары. Расстрел 26-ти был ответной акцией  правительства Фунтикова на расстрел большевиками эсеров.

Вот вся суть. Фунтикова в 1923 году судили и расстреляли в Баку. Суд над ним снят на кинопленку, я видел этот фильм.

Выяснилось, что там, в списке расстрелянных комиссаров, были совершенно случайные люди - Николайшвили, Несле, которые  никакого отношения к политике не имели. Кстати, в этот список попал и был расстрелян дашнак Татевос Амиров, который поехал за своим братом  - редактором газеты «Бакинский рабочий» и попал в камеру, где содержались комиссары. Амиров, известный бандит-дашнак, возглавлял вооруженный отряд.

Останки, а точнее кости были собраны через два года в песках на восточном берегу Каспия и их условно назвали останками 26 комиссаров. Это имеет больше символическое значение. Есть разные оценки деятельности 26-ти. К примеру, Иосиф Сталин изложил свою точку зрения после войны в газете «Правда». Сталин сказал, что 26 Бакинских комиссаров совершили огромную ошибку, решив добровольно сдать власть. Мы чтим их потому, что они стали жертвой террора. Иначе мы можем вполне их осудить. Другая точка зрения  - Бакинские комиссары повинны в массовой гибели мирного мусульманского населения Баку в 1918 году. Правительство, включая Шаумяна, Джапаридзе, Фиолетова, Корганова, Азизбекова, Везирова и других, несет персональную ответственность за геноцид в отношении мусульманского населения Баку, когда погибли десятки тысяч людей. Стимулировались межнациональные столкновения с целью укрепления власти Бакинского совнаркома. В этом плане они совершили очень большую ошибку, равную преступлению.

- В чем ошибка: не пресекли столкновения или сами потворствовали резне азербайджанцев?

- Есть слова Шаумяна о том, что в ходе столкновений погибло много бедных мусульман, но другого пути не было… То есть велась осознанная репрессивная политика. Дело в том, что у Бакинского совета вооруженной опоры в Баку не было, кроме переброшенных с кавказского фронта военизированных армянских отрядов. Но они в основном находились под влиянием партии дашнаков. И Шаумян использовал их потому, что для удержания власти не было других вооруженных формирований. А эти люди, находившиеся под мощным влиянием дашнаков, после событий на кавказском фронте были крайне антимусульмански настроены. Я не думаю, что лично Шаумян и другие комиссары были настроены против мусульман. Просто они понимали, что использование этих частей - это шанс сохранить власть. Поэтому комиссары закрыли глаза или потворствовали тому, что посланные в уезды карательные отряды, которые на 95% состояли из армян и которые возглавляли армянские военачальники Лалаев, Аветисов и другие, устроили массовое уничтожение мирного населения. Кстати, Аветисов несет ответственность за страшную резню в Губе.

- А как же Азизбеков? Какая у него роль во всем этом?

- Есть сведения , что Азизбеков пришел к Нариманову и горько плакал от увиденной им резни в Шемахе. Все правительство, в том числе Нариманов и Азизбеков, несет одинаковую ответственность. Кстати, в Бакинском совнаркоме уездными комиссарами было много азербайджанцев. Тот же Газанфар Мусабеков, Гамид Султанов и другие. Если они не участники, то соучастники того, что произошло.

Что касается перезахоронения, то надписи на мемориале «26 бакинских комиссаров» нет, факела тоже. Памятник рабочему исписан отдыхающими в садике людьми. По существу он давно утратил значение памятника 26 Бакинским комиссарам. Памятник практически разрушен. Думаю, что не следует демонтировать мемориал и перезахоронить останки. Это памятники не конкретным людям, а той эпохе, а памятники эпохе надо сохранять. К примеру, надо было сохранить памятник 11-й Красной Армии, чтобы отразить дух той эпохи. Очень интересно, что те чиновники, которые ратуют за строительство подземного гаража на месте захоронения 26-ти, в свое время ратовали за возведение мемориала 26-ти Бакинским комиссарам.

Джейхун Наджафов

Поделиться:
2549

Последние новости

Все новости

1news TV