Эльдар Намазов: «Я не вижу со стороны сторонников бойкота ни активной кампании, ни каких-то вразумительных результатов»
Эксклюзивное интервью 1news.az с кандидатом в президенты, политологом Эльдаром Намазовым
- Вы буквально на днях вернулись из США. Если не секрет, что вы там обсуждали?
- Эта поездка была одним из заключительных мероприятий в моей программе международных связей в плане подготовки к предстоящим президентским выборам. До этого в течение последнего года я посетил Страсбург, Брюссель, Анкару, Париж и Москву. В Вашингтоне я встречался в Госдепе с заместителем и помощником госсекретаря, был организован брифинг для сотрудников нескольких отделов – регионального, демократии и прав человека, юридического, а также Государственного агентства экономического сотрудничества. В обеих палатах конгресса были проведены встречи с лицами, возглавляющими международные связи, а также в Комиссии по сотрудничеству и безопасности в Европе. Много было встреч в известных международных неправительственных организациях, мозговых центрах, с представителями СМИ и азербайджанской диаспоры. Я удовлетворен проведенными переговорами и если не случится ничего необычного, надеюсь, это была моя последняя международная поездка до предстоящих выборов. Сейчас уже надо сосредоточиться на внутренних делах.
- Почему вы не смогли встретиться там с Расулом Гулиевым?
- Дата и программа визита составлялась не мной, и так совпало, что в это время Расула Гулиева не было в стране. Поэтому мы несколько раз общались по телефону и обсудили интересующие нас вопросы.
- Каково отношение США к выборам в Азербайджане?
- Официальные представители США неоднократно заявляли, что они придают важное значение проведению свободных и справедливых выборов. Посольство США в Азербайджане некоторое время назад обнародовало программу мероприятий, связанных с поддержкой достижения этих целей. Но основная ответственность за это лежит на азербайджанских властях, активности гражданского общества. Со стороны можно советовать, помогать, но главное – судьба страны зависит от нас, азербайджанцев.
- Вы неоднократно заявляли, что бойкот неэффективен. Вы остаетесь при своем мнении?
- Да. Бойкот – это не просто неучастие в выборах, а активная политическая кампания с конкретными результатами. Я не вижу со стороны сторонников бойкота ни активной кампании, ни каких-то вразумительных результатов, которых они стремятся достичь. В избирательном законодательства нет ограничений по кворуму, а значит, при любом проценте участвующих в голосовании выборы будут признаны состоявшимися. Если не будет оппозиционных кандидатов и протестный электорат не придет на выборы, то властям особенно и фальсифицировать ничего не придется: придут их сторонники и власти получат 80-90% на глазах международных наблюдателей. В чем же выгода от бойкота для оппозиции в этом случае? Я этот вопрос задавал им несколько раз и вразумительного ответа не получил.
- Что вы намерены делать, если проиграете эти выборы?
- Вы, наверное, не поверите, но я как-то и не думал на эту тему. Я больше думаю над тем, какие преобразования нужно провести в стране, чтобы покончить с коррупцией, социальным неравенством, однобоким развитием экономики, которая сейчас зависит полностью от нефтяной иглы, и другими проблемами, которые волнуют наших граждан.
- Многие считают, что вы человек властей. Вы согласны с этим мнением?
- Не думаю, что многие так считают, иначе был бы плохого мнения об умственных способностях своих соотечественников.
- Будут ли США и Европа и дальше настаивать на демократических преобразованиях в Азербайджане?
- Тут настаивай не настаивай, результат один – когда общество активизируется и скажет «хватит!», тогда все и изменится.
- Ваши ожидания от предвыборной кампании?
- Во-первых, надеюсь, что у властей хватит ума не повторять ситуацию 2003 года, когда меня не пустили на выборы с единственным внятным обвинением, что у моего полномочного представителя в анкете указаны домашний и мобильный телефоны, но не указан рабочий.
Во-вторых, надеюсь, что постоянные обвинения властей, что международные организации закрыли глаза на убийство 10 оппозиционеров в Ереване, не означает, что они собираются застрелить 9 человек и объявить, что выборы у нас прошли на шаг более демократично, чем в Армении.
В-третьих, я надеюсь, что мечта властей наконец сбудется и после выборов действительно побежденный пожмет руку победителю без всяких отговорок, что выборы были нечестными.. В этом, поверьте, ничего страшного нет.
Я уже объявил в своей программе, что после победы на выборах проведу и политическую, и экономическую амнистии.
Э.Р.