Демур Гиорхелидзе: «Азербайджан занимает хорошее место в энергетическом секторе Грузии»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бывшим депутатом парламента Грузии, независимым экономическим экспертом Демуром Гиорхелидзе
- Каков потенциал Азербайджана в экономике Грузии?
-Несмотря на то, что Грузия и Азербайджан являются дружественными странами, пока эта дружба носит более декларативный характер. В реальной экономике этого пока недостаточно, ибо дружественные соседние страны, каковыми являются Грузия и Азербайджан, должны быть более интегрированными в экономическом плане. В Грузии очень мало азербайджанского бизнеса и азербайджанских инвестиций. Также незначительны и грузинские инвестиции в Азербайджане. А между странами-соседями, которые обречены на долголетнюю дружбу и теснейшее сотрудничество, еще существуют и абсурдный таможенный барьер и неурегулированные на межгосударственном уровне необходимые вопросы, которые бы сблизили наши экономические пространства.
- А кто в этом виноват, Грузия, Азербайджан, или обе стороны?
- Видимо, проблемы, которые Азербайджан решает со своей стороны решает, а Грузия - со своей. Не совсем продумано на государственном уровне, что необходимо для того, чтобы эти пространства были объединены в экономическом плане и не существовали абсурдные бюрократические и другие законодательные барьеры. Видимо, к этому надо стремиться, ибо на Южном Кавказе очень напряженная политическая ситуация. Есть неурегулированные конфликты и другие проблемы, но я грубоко убежден, что недалеко то время, когда это пространство будет объединено и наши страны будут вынуждены, в хорошем смысле этого слова, быть абсолютно дружелюбными друг другу и открытыми не только для обоюдных отоношений, но и для всего мира.
- Каково процентное соотношение азербайджанских инвестиций в Грузии и грузинских в Азербайджане?
- Если посмотрим официальную статистику, я сейчас боюсь ошибиться в цифрах, Азербайджан не фигурирует как главная страна, куда Грузия осуществляет экспорт продукции и капитала. К сожалению, пока эти страны не открыты для обоюдного, взаимного и тесного сотрудничества,.
- А что этому мешает?
- Видимо, этому мешает определенная история, недостаточный анализ той реальности, в которой мы сейчас живем. Поэтому, наверное, как-то стараемся чего-то добиваться в одиночку. Азербайджан сейчас имеет стратегические ресурсы. Он на них развивается и будет развиваться и дальше. Этот ресурс может работать более эффективно, если мы станем работать в открытом экономическом пространстве, и с обеих сторон государство будет способствовать тому, чтобы капитал переливался с одной страны в другую. В конце концов, у нас единая стратегия, и исходя из этого, для процветания наших стран должна быть единая цель. Иначе, в одиночку, у нас всегда найдутся недоброжелатели, которые нам будут создавать проблемы. У политтехнолов для этого сейчас очень много возможностей. Мы веками существовали и будем существовать. Тут речь идет о том, чтобы развиваться по тем стандартам, которые диктует время. Сейчас XXI век, и я не думаю, что мы развиваемся в соответствии со временм и цивилизованным пространством. Нам необходимо решать не только свои проблемы, но и думать более глубоко, и это нас обязательно приведет к тому, что соседские, исторически сложившиеся отношения необходимо углублять. Это углубление и ведет к интеграции наших государств и, в превую очередь, к экономической интеграции.
- Какие шаги мы должны предпринимать для интегрированного развития?
- Мы должны общаться более интенсивно не только на государственном уровне, но и на уровне культурном, научном, спортивном. Одним словом, на всех уровнях. Думаю, что несмотря на дружеские отношения между Азербайджаном и Грузией, они эпизодичны и связаны только с какими-то событиями. А вот повседневной работы на межгосударственном уровне по оздоровлению экономики еще недостаточно и она тоже эпизодична.
- Мы от Азербайджана в основном получаем газ и нефтепродукты, которые поставляет ГНКАР. Она купила у нас еще и Кулевский терминал. Какова роль этой компании в экономике Грузии и что мы от этого сотрудничества должны ожидать?
- То, что наши руководители смогли договориться и Кулевский терминал был передан азербайджанской стороне, это прекрасно. Такие фундаментальные отношения должны быть еще более углублены. Это в интересах обеих стран. Думаю, что это первый хороший и крупный экономический проект, не говоря о Баку-Тбилиси-Джейхан - не только межгосударственном, но и международном проекте.
- Еще и Карс…
- И Карс. Это международные проекты. Поэтому, думаю, что дальнейшие отношения должны развиваться в таком ключе. Азербайджан в данный момент занимает хорошее место в энергетическом секторе Грузии, но все-таки это не тот потенциал и размах, которые должны быть.
- А какую роль можеть сыграть ГУАМ в оздоровлении экономики как Грузии, так и Азербайджана?
- ГУАМ в первоначальном составе - прекрасная идея. В свое время я говорил, что ГУАМ - один из наиболее перспективных, концептуальных проектов, который должен развиваться. Но уход из этого проекта Узбекистана стал довольно серьезным ударом. Несмотря на это, ГУАМ остается очень хорошим проектом, но не развивается. Думаю, что он должен перерасти в крупное региональное объединение, которое будет очень привлекательным для мирового сообщества. Так что ГУАМ своей актуальности не теряет.
- А что мешает ГУАМ развиваться так, как было задумано авторами этого проекта?
- Видимо, пока недостаточны политические решения. Я очень внимательно наблюдаю за саммитами ГУАМ, но, что самое главное, пока ни одно государство ничего реально не предлагает для развития проекта. Т.е. ГУАМ пока существует только на бумаге. Есть определенные контакты, но они неглубоко продуманы и это не движется в направлении регоинального объединения. Говорить же о ГУАМ как о механизме решения отдельных проектов, абсолютно неперспективное дело.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии