Михаил Александров претендует на роль «пророка»
Последние события, происходящие на Южно-Кавказском геополитическом пространстве, без преувеличения намертво приковали к данному региону пристальное внимание практически всех заинтересованных стран, политиков и экспертов.
Тут и Нагорно-Карабахская проблема, и нелегкие ситуации в зонах грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, эксцессы в Джавахетии, и азербайджано-армянские, ирано-американские, азербайджано-российские, армяно-российские, грузино-российские и масса других, сплетенных и переплетенных отношений, и наконец, армяно-турецкие тайные переговоры, на которых стороны вроде бы стараются найти точки соприкосновения для нормализации отношений и открытия границ между Турцией и Арменией.
Внимательно следя за всеми этими событиями, еще больше убеждаешься в том, что Южный Кавказ сегодня действительно превратился в такой вожделенный объект №1 в большой геополитической игре многих стран, что многие игроки даже если не способны взять полностью под свой контроль данный регион, стараются хотя бы выгадать определенные преференции для себя на этом пространстве. Естественно, что многие аналитики, стараясь не отставать от политиков в данном соревновании, пытаются дать экспертные оценки происходящим событиям, и на основе логических суждений и умозаключений прогнозировать дальнейший ход самих этих событий. Думаю, что нельзя их журить за это, тем более что ваш покорный слуга тоже не лишен этой слабости. Но, если учитывать тот факт, что некоторые экспертные оценки аналитиков могут быть взяты на вооружение политиками, играющими активную роль на политическом поле, то экспертам следовало бы несколько умерить свои эмоции при высказываниях. К сожалению, очень малая часть экспертного сообщества придерживается этих требований. Последние слова в свете вышеуказанных событий смело можно отнести в адрес заведующего Кавказским отделом Института стран СНГ М.Александрова (на этом поприще разве с ним может соревноваться разве что Э.Абрамян). Сей эксперт за несколько дней выдал столько «шедевров» политической мысли, что, скорее всего, лавры лидера в этом соревновании еще долго кто-нибудь сумеет у него отвоевать. Но, выступая в роли знатока Южно-Кавказских проблем и яростного радетеля российских геополитических интересов в данном регионе, М.Александров часто озвучивал такие циничные и абсурдные мысли, что, скорее всего, сам того не подозревая, нанес имиджу России непоправимый удар. После этого даже удивляешься, что как это до сих пор, в свете таких экспертных оценок, Россия еще умудряется сохранить свое влияние вообще на постсоветском пространстве. Впрочем, обо всем по порядку.
Во время визита президента России Д.Медведева в Азербайджан главы обоих республик азербайджано-российские отношения расценили как стратегическое партнерство. М.Александров счел своим долгом внести ясность в такую оценку следующим образом: «Формально отношения России с Азербайджаном уже находятся на уровне стратегического партнерства, о чем неоднократно заявлялось руководством России. Однако нюанс заключается в том, что между стратегическим партнерством и военно-политическим союзом есть разница. Отношения России с Арменией представляют собой военно-политический союз, что является более высокой и продвинутой стадией отношений, чем просто стратегическое партнерство РФ с Азербайджаном. Сегодня называть стратегическими партнерами можно кого угодно. Даже США время от времени называются стратегическими партнерами России, что вызывает только ироническую усмешку». Не могу судить о том, является ли для российского руководства понятие «стратегическое партнерство» обычной формальностью или нет (об этом лучше пусть выскажется российское руководство), но полностью уверен в том, что политическое руководство Азербайджана к таким вопросам относится очень серьезно. И, утверждая, что стратегическим партнером можно назвать кого угодно, Александров явно лукавит. Если слова о стратегическом партнерстве между США и Россией у него вызывают ироническую усмешку, то какую усмешку у него вызывает понятие «Союзное государство Россия-Беларусь», которое уже 10 лет существует в чисто формальном виде на бумаге? И какую усмешку у него вызывает сотрудничество Армении с НАТО (с учетом и недавнего военного учения под названием «Неделя НАТО» в Армении) в рамках программы «Партнерство ради мира»? А когда Армения, в один прекрасный день оставив Россию с носом, переметнется в сторону Запада и вступит в НАТО, тогда Александрову будет не до усмешек, а до гомерического хохота. Да, господин Александров! Если вы хотя бы немного отойдете от политической ангажированности и прислужничества армянам, то со всей очевидностью убедитесь в том, что дальнейший ход событий будет развиваться именно в этом русле.
М.Александров дает очень интересную и своеобразную точку зрения по поводу президентских выборов в Армении: «Победа оппозиции означала бы смену вектора политического курса Армении, дрейф в сторону Запада и, как результат, потерю Нагорного Карабаха и развал военно-политического союза с Россией. И хотя это вовсе не следовало из заявлений оппозиции, но ключевая разница в подходах сторон к вопросу о Нагорном Карабахе говорила о том, что Левон Тер-Петросян и его окружение намерены менять вектор внешнеполитического развития. Россия внимательно следила за президентскими выборами в Армении и очень рассчитывала на сохранение преемственности внешнеполитического курса, поэтому произошедшие в Армении события вызвали серьезное беспокойство, которое, однако, не было характерно для общества в целом. И хотя избирательная кампания в Армении достаточно широко освещалась российскими СМИ, нигде не подчеркивался драматизм ситуации и фактически не говорилось о том, какие глобальные интересы поставлены на карту в случае победы оппозиции. Я удовлетворен тем, что ситуация в Армении успокоилась и в обществе не видно более массовых выступлений и столкновений, хотя отдельные всплески продолжаются. Новое руководство достаточно твердо сидит в седле, и я не думаю, что в ближайшее время возможны какие-либо драматические события. Сохранение преемственности власти – это как раз то, что нас вполне устраивает». Получается, что ради сохранения иллюзорного влияния на Армению Россия готова поддержать самые кровавые и агрессорские режимы на постсоветском пространстве всеми возможными средствами. Но очень интересным здесь является то, что Александров военно-политический союз между Арменией и Россией напрямую связывает с Нагорно-Карабахским вопросом. И оказывается, что любые конструктивные шаги со стороны Запада и армянской оппозиции на пути решения этой проблемы могут привести к развалу этого союза, что в конечном итоге завершится выходом Армении из орбиты геополитических интересов России. И именно поэтому Россия всячески должна поддерживать в Армении только и только агрессорский режим, который никогда не пойдет на конструктивный диалог в Нагорно-Карабахской проблеме, потому что это выгодно России. А насчет его циничного утверждения об их (наверное, под словом «мы» Александров подразумевает не только себя и свое институтское руководство, но и политическое руководство России) удовлетворенности по поводу преемственности власти в Армении, то это прямой вызов всему армянскому обществу, в частности его оппозиционной части. Вот как иногда могут цинично подойти к кровавым событиям и сохранении во власти кроваво-коррумпированного клана отдельные представители из стана стратегического, а еще вернее, военно-политического союзника.
Не останавливаясь на сказанном, М.Александров развивает свою мысль о перспективах урегулирования Карабахской проблемы следующим образом: « Я считаю, что в ближайшем будущем урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта не предвидится. Принципиальных уступок со стороны властей Армении в вопросе конфликта не будет. Нагорно-карабахский конфликт еще долго будет оставаться в нынешнем состоянии. В мире сейчас идут глобальные процессы, вызванные экономическим кризисом, который повлечет за собой возможный уход США из Ирака и развал НАТО. Все эти изменения приведут к изменению геополитического расклада в регионе. Судя по всему, И.Алиев был «сильно раздражен» победой С. Саркисяна на президентских выборах в Армении. И.Алиеву явно были сделаны авансы со стороны Запада, что если на выборах победит Левон Тер-Петросян, то Нагорно-Карабахская проблема решится в пользу Азербайджана. Однако этого, как видите, не произошло, и это очень хорошо. Следует подчеркнуть, что нефтепровод Баку-Джейхан – важный сдерживающий фактор, способный заставить Баку несколько раз подумать, а потом уже начинать войну. Допустим, военные действия в Нагорном Карабахе начались. Армянская сторона имеет полное право в целях самообороны наносить удары по коммуникациям, и на Западе об этом прекрасно знают. Смена формата Минской группы ОБСЕ никак не отразится на процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, смена формата ничего не даст, и эта идея не новая. Все эти «новшества» идут от Грузии, ну а Азербайджан просто копирует действия грузинских властей. Ни одна сторона Нагорно-Карабахского конфликта, кроме официального Баку, не хочет смены формата. МГ ОБСЕ – сложившийся формат. Ну, положим, будет другая группа или вопрос урегулирования конфликта перенесут в другую инстанцию – от этого ничего не изменится. Ситуация будет заморожена на достаточно долгий срок. С учетом того, что сохраняется преемственность армянского внешнеполитического курса, можно ожидать, что каких-то принципиальных уступок по вопросу Нагорного Карабаха сделано не будет. С другой стороны, возможность военной победы Азербайджана над Арменией отсутствует как по внешним, так и по внутренним причинам, поэтому конфликт будет оставаться в неурегулированной стадии достаточно долго. Армянскому обществу надо с этим смириться и спокойно жить в этой ситуации. В конце концов, невозможно получить все, что ты хочешь - и отменить блокаду, и получить Нагорный Карабах. Надо подождать, когда глобальные геополитические процессы, например, экономический кризис на Западе и возможный подрыв мировой гегемонии США в результате этого кризиса приведут к глобальным геополитическим сдвигам, уходу США из Евразии и развалу блока НАТО. После этого возникнет совершенно другая геополитическая ситуация в регионе. Тогда можно будет спокойно решить вопрос Нагорного Карабаха на основе права наций на самоопределение». Оказывается все так просто и легко! Но не совсем так. Приход к власти С.Саркисяна вряд ли раздражает президента Азербайджана И.Алиева. Потому что, по большому счету, один кровавый преступник сменил на троне другого, т.е. Кочарян I сдал эстафету Кочаряну II. А вот армянскую общественность этот акт комедийного фарса очень сильно раздражает. Это доказывает и до сих пор не стабилизирующаяся (несмотря на «успокоенность» М.Александрова и Ко.) внутриполитическая ситуация в Армении. Александрову не лишне было бы задать политическому руководству России следующий вопрос: «А какое раздражение вы испытываете, когда С.Саркисян при каждом своем визите в Москву путем политического шантажа добивается очередных преференций от России для своего кровавого режима?». Или хотя бы поинтересоваться у армянского обывателя о степени раздражения, когда «стратегический союзник» собирается повысить цену за поставляемый газ в Армению. Или же как раздражается С.Саркисян тем, что экономически выгодные проекты в регионе минуют Армению из-за ее недальновидной политики, чему немало поспособствовала сама Россия. М.Александров пытается создать иллюзию у простого обывателя с помощью «серьезных» прогнозов о возможном подрыве гегемонии США в результате гипотетического кризиса, их ухода из Евразии и развале НАТО. Как это смахивает на дешевые пропагандистские лозунги о загнивающем Западе советских времен. И самое главное - он дает «неоценимый» совет армянскому народу о том, что надо набраться терпения до лучших времен. А когда произойдут вышеуказанные события, то «спокойненько» решить карабахский вопрос в свою пользу, т.е. поставить окончательную точку в вопросе аннексии азербайджанских земель. Именно поэтому он в завуалированной форме от имени российского руководства намекает армянам о намерении России на неопределенный срок заморозить решение Нагорно-Карабахской проблемы. Вашими бы устами мед пить, господин Александров! Советуя потуже затянуть пояса армянам и выжидать до лучших времен, вы почему-то забыли напомнить о размере посильной помощи им, предлагаемой лично от вас. Или же вы руководствуетесь принципом, как говаривал один слишком хорошо известный литературный персонаж: «Заграница нам поможет», при этом не забывая и ваши личные интересы, чтобы ваши армянские патроны в лице А.Миграняна смогли щедро оплачивать ваши щедрые и абсурдные советы всему армянскому народу.
М.Александров своими такими «откровениями» ставит в щекотливое положение российское политическое руководство. Если само это руководство не идентифицирует свои истинные цели с высказываниями сего «аналитика», то оно своими действиями на Южном Кавказе должно доказать совсем обратное. Но, к сожалению, пока что эти действия слишком созвучны с высказываниями М.Александрова. А если учесть тот факт, что официальным руководителем Александрова является депутат ГД РФ, небезызвестный К.Затулин, то эти «аналитические» заявления можно воспринимать как официальную позицию России, которую она занимает в южно-кавказских делах, в том числе в Нагорно-Карабахской проблеме. Сам же М.Александров, строго следуя древнерусской поговорке, которая гласит, что нет пророка в своем отечестве, решил свой «пророческий талант» продемонстрировать в соседних странах и мировых делах. А вот насколько это получилось удачно, судите сами.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции