Гадание на кофейной гуще или кто станет вице-президентом США
В преддверии пекинской Олимпиады американцы развлекались тем, что гадали, кто же станет «номером два» у де-факто определившихся кандидатов в президенты США республиканца Джона Маккейна и демократа Барака Обамы.
Политические аналитики склоняются к мнению, что Барак Обама назовет человека на роль вице-президента США раньше, чем Джон Маккейн. И сделает он это, скорее всего, после окончания Олимпийских игр в Пекине (чтобы это событие не осталось в тени спортивных баталий), но до съезда демократической партии, который начнется 24 августа в Денвере. Сенатор из Аризоны Джон Маккейн, возможно, захочет воспользоваться временным преимуществом – съезд республиканцев пройдет с 1 по 4 сентября в городе Сент-Пол – и назовет своего заместителя уже после того, как будет известен «номер два» Барака Обамы.
Надо сказать, что до 1980 года имена кандидатов на пост вице-президента становились известны, как правило, только на съездах демократической и республиканской партии. Демократы нарушили эту традицию в 1984 году, когда кандидат в президенты Уолтер Мандейл объявил о своем решении назначить Жеральдин Фераро своим вторым номером за четыре дня до начала съезда демократической партии. Республиканцы, как истинные консерваторы, стали называть имя кандидата в вице-президенты до съезда лишь с 1996 года.
Почему американские политтехнологи решили досрочно объявлять кандидата на роль второго человека в государстве, понять довольно просто. Ведь лето – период затишья в предвыборной гонке: праймериз уже закончились, имена кандидатов в президенты в каждой партии фактически уже известны, а президентские дебаты с взаимными оскорблениями и разоблачениями начинаются только осенью. Избиратель, для которого лето – это период отпусков, начинает терять интерес к политике и политическим лидерам. Чтобы взбодрить избирателя, ему и было предложено принять участие в обсуждении личностей потенциальных вице-президентов США. Ведь о человеке всегда интереснее говорить, чем о политике!
И политическое шоу разворачивается с новой силой. «Кто будет вашим вторым номером?» - все лето допрашивают журналисты кандидатов в президенты. Те скромно молчат, но каким-то волшебным образом в прессе начинают появляться имена возможных претендентов на роль второго человека в государстве. К августу у республиканцев и демократов таких потенциальных вице-президентов уже насчитывается по шесть-семь штук. И все же, иногда полезно присмотреться поближе к этим людям, поскольку тот, кто не станет вице-президентом, вполне может войти в правительство будущего главы США.
Среди политиков, претендующих на место «второго номера» Барака Обамы, на этой неделе чаще всего звучали имена губернатора из Вирджинии Тима Кейна, сенатора из Индианы Эвана Бэя, губернатора Канзаса Кэтлин Сибилиус и сенатора из Небраски Чака Хэйгала.
50-летний губернатор из Вирджинии Тим Кейн – человек явно близкий по духу Бараку Обаме, они не скрывают своих дружеских отношений. Кстати, именно Кейн был первым губернатором, поддержавшим кандидатуру Барака Обамы на пост президента США. Не смотря на то, что Вирджиния представлена в конгрессе в основном республиканцами, Тим Кейн сохраняет за собой сильные позиции губернатора штата, что доказывает его умение находить общий язык с республиканцами. А, как известно, Обама неоднократно говорил о необходимости межпартийного сотрудничества для решения сложных проблем, с которыми столкнулось американское общество. К тому же, если Кейн будет назван «вторым номером» Обамы, это дает неплохие шансы сенатору из Иллинойса стать первым демократом за последние 44 года, который победит в традиционно красном (цвет республиканской партии—Н. А.) штате Вирджиния. К минусам Тима Кейна можно отнести отсутствие, как и у Обамы, опыта в международной политике. Да и губернатором Вирджинии он стал всего три года назад, тем самым Кейн подчеркнет такой недостаток Обамы, как неопытность в государственном управлении.
52-летний сенатор из Индианы Эван Бэй, напротив, считается довольно опытным человеком во внешней политике и военных вопросах, поскольку несколько лет проработал в сенатском комитете по вооружениям, а также в комитете, занимающемся проблемами спецслужб. Дополнительным плюсом Эвана Бэя можно считать также то, что он – один из ближайших сторонников Хиллари Клинтон. Поэтому провозглашение Бэя вторым номером Барака Обамы может привлечь на сторону чернокожего сенатора фанатов Хиллари Клинтон. В этом случае произойдет долгожданное объединение демократической партии, расколовшейся в результате праймериз на сторонников Барака Обамы и Хиллари Клинтон. Да и 11 голосов выборщиков из Индианы не будут лишними для Обамы на президентских выборах в ноябре. Эван Бэй известен как умеренный демократ. В частности, он выступает против абортов. И это, с точки зрения советников Барака Обамы, может сыграть ему на руку. Ведь многих независимых избирателей и умеренных республиканцев пугают слишком уж либеральные лозунги чернокожего сенатора, выступающего за повышение налогов для богатых и крупных корпораций с последующим перераспределением их в пользу бедных слоев населения США. Тандем с Бэем может уравновесить социалистический пыл Обамы. Но есть одна проблема – Эван Бэй так же как и Хиллари Клинтон поддержал войну в Ираке. И Бараку Обаме будет очень непросто объяснить избирателям, зачем же он выбрал своим заместителем человека, с которым он не согласен в столь принципиальном вопросе, как иракская война.
60-летняя Кэтлин Сибилиус пользуется огромной популярностью и поддержкой населения в Канзасе и может принести победу Обаме в этом штате, который голосовал только за республиканцев с 1964 года. Она также может принести Бараку Обаме голоса белых женщин, которые во время праймериз голосовали за Хиллари Клинтон. Правда, если Обама предпочтет сделать своим «вторым номером» любую женщину, кроме Хиллари, это станет настоящей пощечиной клану Клинтонов, чьей поддержки он может в результате лишиться.
Сенатор из Небраски Чак Хейгл считается одной из наиболее вероятных кандидатур на пост вице-президента Барака Обамы. Хейгл –республиканец. И если Обама сделает его своим «вторым номером», то он войдет в историю, как первый демократ, сделавший своим заместителем республиканца. Тем самым Барак Обама докажет свою приверженность идее изменить порядки в Вашингтоне. Это привлечет на его сторону независимых (беспартийных) избирателей, которые считают, что в это сложное время демократы и республиканцы должны работать вместе, а не устраивать склоки в конгрессе. Чак Хейгл считается одним из самых опытных политиков США в области международных отношений. Более десяти лет он работает в международном комитете Сената. Именно Хэйгл сопровождал Обаму в его зарубежном турне в июле этого года. И по данным «Независимой газеты», имя Хэйгала также значится в составе двухпартийной комиссии, которая в ноябре 2008 года отправится в Москву, чтобы проанализировать перспективы российско-американских отношений. Чак Хейгл с самого начала критиковал президента Джорджа Буша за войну в Ираке, а в последнее время он сделал несколько выпадов в сторону своего давнего друга Джона Маккейна. «Маккейн гораздо умнее, чем некоторые его высказывания», - прокомментировал Хейгл заявление республиканского кандидата по поводу Ирана. Еще одним плюсом сенатора из Небраски можно назвать его успешную карьеру в бизнесе. Прежде, чем стать сенатором, Чак Хэйгл сделал себе многомиллионное состояние, будучи одним из создателей одной из крупнейших в США компании-оператора сотовой связи Vanguard Cellular, которая в 90-х удерживала лидирующие позиции на американском рынке.
И все же, Хейгл остается консерватором, выступающим за право граждан на ношение оружия и против расширения прав сексменьшинств. И главное, согласятся ли активисты Демократической партии отдать второе по значимости место в стране республиканцу?
Кандидатур на пост вице-президента Джона Маккейна гораздо больше. Но чаще всего звучат имена губернатора Флориды Чарли Крайста, губернатора Миннесоты Тима Пауленти, бывшего конгрессмена родом из Огайо Роба Портмена и бывшего губернатора Массачусетса Митта Роумни.
Кандидатура 51-летнего губернатора Флориды Чарли Крайста возникла одной из первых в ходе обсуждения «второго номера» Джона Маккейна. Во-первых, он молод и хорош собой, что может слегка нивелировать один из главных недостатков Маккейна – его возраст. Во-вторых, Крайст может обеспечить победу Маккейну в столь важном штате, как Флорида с ее 27 выборщиками. Кроме того, Чарли Крайст оказал Маккейну большую услугу, поддержав его в ходе праймериз, когда решалась судьба республиканской номинации. Главный недостаток Крайста – он не женат и не имеет детей. А это делает его малопривлекательной фигурой в партии, которая стоит на защите семейных ценностей.
47-летний губернатор Миннесоты Тим Пауленти тоже попал в список возможных вице-президентов Маккейна во многом благодаря своей молодости и телегеничности. Кроме того, сделав его «вторым номером» Маккейн повышает свои шансы выиграть в Миннесоте, в котором республиканцы неизменно терпят поражение с 1972 года. Проблема лишь в том, что Пауленти не слишком популярен в своем штате, и республиканцы могут проиграть Миннесоту в любом случае. (Согласно последним опросам в Миннесоте, Обама опережает Маккейна на 5.3%).
52-летний Роб Портмен более десяти лет был членом палаты представителей США от Цинциннати, штата, в котором Маккейн тоже надеется выиграть в ноябре. Кроме того, Портмен несколько лет работал торговым представителем США, служил в Административно-бюджетном управлении при Буше-младшем и играл заметную роль бюджетном комитете конгресса. То есть Роб Портмен имеет колоссальный опыт в экономической сфере, а это как раз то, чего не хватает самому Джону Маккейну. С другой стороны, Маккейну может и не стоит делать своим «вторым номером» человека, работавшего в администрации Джорджа Буша, президента с самым низким рейтингом популярности в истории США.
И, наконец, самый «старый» претендент на роль вице-президента Маккейна – это 61-летний Митт Роумни, который считается одним из лучших кризисных менеджеров в США. Именно Роумни спас Олимпийские игры в Солт Лейк Сити от финансового краха. Митт Роумни является весьма влиятельным политиком в северных штатах Мичигане, Нью-Гэмпшире и Юта. Тандем Маккейн-Роумни был бы традиционно выигрышным союзом представителей юга и севера. Проблема лишь в том, что у Джона Маккейна и Митта Роумни очень сложные личные отношения, еще во время праймериз оба кандидата-республиканца публично высмеивали друг друга. Еще одним недостатком Роумни в глазах консервативного крыла республиканской партии является его вера. Роумни – мормон, хотя и отказавшийся от многоженства.
Интрига, умело раскручиваемая политтехнологами, разрешиться очень скоро: менее чем через месяц Барак Обама и Джон Маккейн назовут, кого они выбрали на роль второго человека в государстве. И это будет их первое президентское решение.
Наргиз Асадова (Вашингтон)
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости