В Баку состоялась конференция на тему российско-грузинского конфликта
В Баку состоялась международная конференция о российско-грузинской войне и ее влиянии на региональную безопасность и гуманитарную сферу, организованная Фондом Фридриха Эберта, Институтом Открытого общества и Национальным комитетом по Евроинтеграции.
В мероприятии приняли участие политологи и эксперты из Азербайджана, Грузии, России, США и др.
Посол Германии в Азербайджане Пер Станкина назвал российско-грузинскую войну «военными действиями против Южного Кавказа». Он отметил, что данный конфликт нельзя считать замороженным, ибо каждый день там стреляют и гибнут люди. Посол считает, что Россия играет серьезную роль в регионе. «Возможно, что армяно-азербайджанский конфликт - это российско-азербайджанский конфликт»,- сказал он.
Необходимо общими усилиями добиться урегулирования конфликтов и развивать региональное сотрудничество, ибо конфликты не имеют военного решения, сказал посол. Он также задался вопросом: кто несет ответственность за безопасность на Южном Кавказе – Россия или Запад? Своими действиями Москва разрешила конфликт или еще больше его разожгла? По мнению посла, кризис в регионе еще больше углубился. Если Россия будет неискренней, то Запад позаботится о своей безопасности. Последнее соглашение о системе ПРО - наглядное тому подтверждение, сказал Станкина. Посол считает также неправомерным признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. «Это произошло в результате военного вмешательства третьей стороны и не может быть принято международным сообществом», - сказал посол.
На это ему ответил российский политолог, ведущий ОРТ Максим Шевченко, который заявил, что Азербайджан для России - дружественная страна и он не согласен с мнением посла, что «армяно-азербайджанский конфликт - это российско-азербайджанский конфликт». Касаясь русско-грузинского конфликта, он объяснил действия России тем, что грузины «расстреляли российских миротворцев и получили адекватный ответ». Он сказал, что в регионе затеяна большая игра, жертвами которой стали живущие там народы. Шевченко также заявил об особых интересах России в регионе и ее влиянии на Южный Кавказ. Он считает, что проводимая в регионе политика нацелена на уничтожение русских. Во всем этом он обвинил Запад и в частности США, которые создают военные базы по периметру границ России. При этом он привел в пример Турцию, которая понимает ситуацию правильно.
Политолог Лейла Алиева сказала, что конфликт продемонстрировал «ненадежность» России, как международного партнера. Война нанесла серьезный удар по интеграции региона в западные структуры, приходу инвестиций. Кроме того, это создало серьезные проблемы внутри самой России.
Представитель Института региональной безопасности на Южном Кавказе Александр Русецки считает, что международное сообщество считало конфликты на Кавказе этническими и не проявляло реальных инициатив для их разрешения. Однако события показали, что эти конфликты не являются замороженными и в них участвуют не только две стороны. События в Грузии показали, что в войне участвуют и неофициальные вооруженные формирования, и террористические организации.
Политолог Расим Мусабеков сказал, что признание Россией Абхазии и Южной Осетии не поможет решению проблемы. Он заявил о поддержке Азербайджаном территориальной целостности Грузии.
Политолог Зардушт Ализаде считает, что Россия возвращается к советскому мышлению и ищет решение проблем в недемократических правительствах и режимах. Одновременно Россия вооружается, но против кого, непонятно.
Грузинский политолог Вахтанг Колбая сказал, что Россия заманила президента Саакашвили в ловушку и вовлекла в войну. Одновременно Россия попалась в ловушку, устроенную Америкой. При этом он заявил о появлении нового очага конфликта в Джавахетии, где начинается новое сепаратистское движение. Если это произойдет, то Армения окажется в тяжелом положении, сказал Колбая.
Э.Р.