Что будет с регионом, если в декабре не дадут ПДЧ НАТО Грузии и Украине
Многие задаются вопросом: что будет с Грузией и нашим регионом, если Грузия и Украина в декабре план действия членства (ПДЧ) не получат. То, что такое вполне возможно, грузинские политологи и конфликтологи не сомневаются.
Некоторые из них даже прямо говорят, что мы в стандарты не вписываемся. Например, известный грузинский политолог, в прошлом советник президента Эдуарда Шеварднадзе, профессор Джими Джалиашвили считает, что если в декабре нам МАП не дадут, то не беда. По его мнению, Россия больше на нас и тем более на регион давить не будет.
Джими Джалиашвили: «Если нам не дадут МАП, это будет даже объективно. Если присмотреться со стороны, в каком положении сейчас находимся мы, то ясно, что в стандарты не вписываемся. Если нам МАП и сейчас не дадут, то тогда Россия не будет давить ни на нас, ни нарегион. Россия на нас давить вряд ли будет. Ей сейчас это не нужно. Они сделали то, что хотели на данном этапе».
Политолог и конфликтолог Гоги Хуцишвили тоже считает, что «если в декабре Грузия и Украина не получат МАП, это не означает, что здесь в результате этого Россия усиливает свои позиции».
«Если нам не дадут МАП, думаю, ничего страшного не случится. Потому что МАП сам по себе не дает те гарантии безопасности, какое дает членство в НАТО. Когда страна - член НАТО, на нее распространяется пятый пункт Устава НАТО, который обязывает всех членов альянса выступить единым фронтом против агрессора. МАП никаких таких вещей не предусматривает. Это система подготовки к членству. МАП - это больше политическая мера, чем реальный механизм защиты безопасности. Вот это надо всегда помнить.
Мы получим МАП или нет, от этого существенно ничего не меняется. Получить - это политический шаг, который означает, что сами члены НАТО находятся с тобой в более близких отношениях и воспринимают тебя как потенциального члена. Поэтому, в случае агрессии, политическая реакция с их стороны будет более консолидированной. Что касается военных аспектов, то создавать какой-то заслон против агрессии, таких механизмов МАП не предусматривает. Если в декабре Грузия и Украина не получат МАП, это не означает того, что здесь в результате Россия усиливает свои позиции. Это я между собой не связываю»,- сказал он.
В отличие от них, бывший ректор Дипломатической академии Грузии, профессор Сосо Цинцадзе не исключает, что в декабре и Грузия, и Украина могут получить МАП. Хотя для этого есть определенные препятствия, для их преодоления еще два месяца, и за этот период можно многого добиться. Если МАП не дадут, то тогда, по его мнению, следует от России ожидать более изощренных провокаций, а регион в целом останется зоной повышенного риска.«Вообще, в принципе, нельзя исключить, что Грузия и Украина добьются своей хрустальной мечты и станут кандидатами, но для этого сейчас надо серьезно поработать. За украинских коллег я не могу судить, но мои коллеги, грузинские дипломаты, должны провести титаническую работу, чтобы выполнить на отлично то задание, о чем открыто или, большей частью конфиденциально говорили нам наши европейские друзья. Потом уже будет видно, что из этого получится. Потому что сейчас для Грузии не самая лучшая ситуация, но впереди еще два месяца и за этот период можно многого добиться.
Если дадут МАП, нам следует от России ожидать более изощренных провокаций, новый виток напряженности. Ведь существует Кокойты, существует марионеточное правительство Багапша, которые рады, конечно, выслужиться перед Москвой и устроить еще одну провокацию. Потому что МАП - это не зонтик для защиты. Вот членство в НАТО - уже другое дело. Если России вдумается, так сказать, проучить Грузию, то тут нас МАП не спасет. Спасение только в полноправном членстве НАТО. Если нам не дадут МАП и Грузия не будет принята в НАТО, следует ожидать худшего. Россия может свою агрессию перенести и на соседей. В частности, на Азербайджан. Я даже ожидаю такой поворот событий.
Сейчас Грузии требуется защита, а МАП таковой не является. Нам требуется потенциальная защита от России. Российский генералитет уже сегодня не скрывает разочарование тем, что не удалось полностью уничтожить военный потенциал Грузии. Я недавно читал статью генерала Ивашова, который говорит: видимо, мы не до конца проучили Грузию. Поэтому и появились такие заголовки в газетах, как «Неоконченная война». Чтобы раз и навсегда отбить охоту и у Кокойты, и у его хозяина «проучить Грузию» и устроить такой «туристический поход» по городам Грузии, нам нужно членство в НАТО. Если Грузии не дадут в декабре МАП, то регион останется зоной повышенного риска»,- сказал он.
Что касается заведующего кафедрой политологии Тбилисского Госуниверситета, профессора Малхаза Мацаберидзе, то и он тоже не исключает возможность неполучения МАП. В таком случае, считает он, в целом регион окажется в очень сложном положении. Но если дадут МАП Грузии и Украине, то тогда уже агрессия России переключится на Украину.
«Дадут нам МАП или нет, это во многом зависит от переговоров в Женеве, которые пройдут 15 октября. Как раз тут все и прояснится. Если по этому вопросу среди членов НАТО не будет консенсуса и не дадут МАП, тогда есть другой вариант, который включает в себя подписание прямого договора между Грузией и США. Этот договор как раз и послужит сдерживающим фактором агрессии со стороны России против Грузии. Сейчас в регионе очень сложная ситуация. После вторжения в Грузию Россия перешла к запугиванию ее соседей. В очень тяжелом положении и Азербайджан, и Армения, и даже Турция.
Если у Запада хватит мужества дать Грузии и Украине МАП, то тогда все внимание России переключится на Украину. Так как даже перспектива кандидатства Украины для России является более болезненной. Но это противостояние будет не на жизнь, а насмерть. Потому что Украина - это не Грузия. Она и по территории и по населению намного больше Грузии. Если в случае с Грузией все-таки вопрос стоял так, что будто грузинское руководство могло допустить какую-то ошибку, то с Украиной таких иллюзий уже не будет. Дадут нам МАП или нет, повторной агрессии в региональном масштабе никто уже не допустит»,- отметил он.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции