Иран принимает ультиматум | 1news.az | Новости
Точка зрения

Иран принимает ультиматум

09:19 - 06 / 10 / 2008
Иран принимает ультиматум

Представитель Ирана в Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Асгар Султание сделал интересное заявление для журналистов. Дословно: «Если Ирану не будет дана гарантия по обеспечению необходимым ему ураном, то Иран продолжит программу по обогащению урана».

Слова эти прозвучали в Вене, на пресс-конференции по работе 52-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ, поэтому случайными их никак не назовешь. И смысл их понятен: Иран согласен закрыть программу обогащения урана, если ему будет гарантированы поставки этого сырья.

Другими словами, Иран принимает тот вариант (фактически разработанный и предлагаемый российскими экспертами), что дает ему возможность пользоваться услугами созданного в рамках и под контролем МАГАТЭ «банка низкообогащенного урана» в обмен на свертывание своей программы по обогащению урана. То есть согласен на услуги «банка», вопрос о создании которого фактически уже решен на этой сессии МАГАТЭ.

Россия уже в этом году сдаст в фонд банка две полные загрузки низкообогащенного урана (НОУ) для одного ядерного реактора, мощностью равного ядерному реактору на АЭС в Бушере. Да и США обещают внести в этот банк 50 млн долларов частных инвестиций.

К этому следует добавить, что Россия давно педалирует эту самую идею - обеспечения потребностей Ирана гарантированными поставками НОУ через МАГАТЭ. Да и поставки Россией низкообогащенного урана на площадки иранской АЭС в Бушере в конце прошлого и начале текущего годов были произведены под ответственность МАГАТЭ. Более того, как было объявлено Москвой, начало поставок ядерного топлива на АЭС в Бушере снимет, наконец, вопрос о необходимости создания Ираном своей программы по обогащению урана. То есть была надежда, что Тегеран - с началом поставок ядерного топлива на АЭС в Бушере - имеет все основания заявить хотя бы о моратории на обогащение урана.

К сожалению, этого не произошло. А раз так, то вряд ли Тегеран будет менять модальность выдвинутых им условий по прекращению программы обогащения урана. Не в его это интересах. Тем более, что схема того, как стать клиентом «банка низкообогащенного урана» с целью гарантированного получения ядерного топлива для своих АЭС, довольно тяжеловесна. Как выяснилось, этот процесс задуман в несколько этапов, достаточно продолжительных по времени и непростых по содержанию.

Первый. МАГАТЭ должна признать мирный характер ядерной программы страны - клиента «банка». В данном случае, ядерной программы Ирана.

Второй. Совет Безопасности ООН должен отменить весь санкционный режим в отношении иранской ядерной программы, коль скоро она будет признана «мирной». В том числе отменить санкции, касающиеся ядерных технологий.

Третий. МАГАТЭ берет на себя обязательство по гарантированным поставкам (вне зависимости от политической коньюктуры) ядерного топлива (НОУ) и объявляет об этом Ирану.

Четвертый. Иран наблюдает (для этого ему выделяется время) за реализацией гарантированных поставок ядерного топлива, и только после этого (убедившись, что гарантии – не «клочок бумаги», о чем предупреждал упомянутый выше Султание) рассматривает вопрос о свертывании собственной программы обогащения урана.

Пятый. Иран должен определиться и заявить, какое количество центрифуг по обогащению урана он намерен оставить для продолжения исследовательских работ, а также для подстраховки обещанных поставок ядерного топлива.

Сделать первый шаг и признать ядерную программу Ирана мирной - это для МАГАТЭ уже проблема сама по себе. В конечном счете, все зависит от того, какое количество центрифуг по обогащению урана Иран потребует себе для исследовательских работ. На своем обогатительном комплексе в Натанзе уже довел количество центрифуг до 3800, и на подходе ещё 2 тысячи.

Поэтому еще вопрос, согласится ли МАГАТЭ признать программу мирной в случае, если количество центрифуг превысит шесть тысяч? Пока что эксперты рассматривают как допустимый вариант именно шесть тысяч. И если это так, то согласится ли Иран ввести мораторий на дальнейшее увеличение центрифуг?

Али Асгар Султание - опытный дипломат-ядерщик, не раз бывавший и в Москве. В том числе и в 2006 году на международной конференции экспертов по иранской ядерной программе. И, помнится, на конференции Султание как раз и поднимал вопрос о гарантированных поставках ядерного топлива Ирану в случае свертывания им своей программы по обогащению урана. В то время вариант создания при МАГАТЭ «банка низкообогащенного урана» был только в стадии обсуждения. Теперь же эта идея фактически материализовалась.

Интересно другое. Тегеран фактически проигнорировал эту Генеральную конференцию МАГАТЭ, направив в Вену делегацию далеко не высшего уровня. Трудно предположить, чтобы в Тегеране не знали, какие вопросы будут обсуждаться на конференции. А вопрос создания «банка НОУ» был в числе основных. Тогда зачем такое демонстративное невнимание?

Не исключено, конечно, что Иран просто готовит для себя возможности для маневра, в которых его заметно ограничила последняя резолюция СБ ООН. Та самая резолюция, где ожидавшиеся санкции Ирану заменили ультиматумом.

Петр Гончаров, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
2022

Последние новости

Все новости

1news TV