Лишние офицеры | 1news.az | Новости
Точка зрения

Лишние офицеры

11:22 - 10 / 10 / 2008
Лишние офицеры

Прошедшая 8 октября совместная коллегия Министерства обороны Белоруссии и Министерства обороны России принесла если не сенсацию, то новость, о которой станут говорить еще долго. Как в армейских, так и околоармейских кругах. Впрочем, не только там. И преподнес ее глава российского военного ведомства Анатолий Сердюков.

Он сообщил, что в ближайшее время, не к 2016-му году, как планировалось раньше, а к 2012-му, армия и флот будут сокращены до одного миллиона человек. Причем, основное сокращение коснется не солдат и сержантов срочной службы, как регулярно предлагает демократическая общественность, а офицерского корпуса. Он будет уменьшен вдвое, с 300 тысяч человек до 150 тысяч.

Анатолий Сердюков оговорился, что это не его решение, а указание президента (хотя можно подумать, что эти предложения президенту готовились не в министерстве обороны, а где-нибудь на стороне – Н.П.) и «резать по живому мы не будем. Сокращения будут производиться исключительно в плановом порядке. Все будем делать за счет постепенного увольнения офицеров, выслуживших срок».

О необходимости сокращения офицерского состава в армии и на флоте говорят не первый год. За последнее время образовалась существенная диспропорция. В центральном аппарате министерства обороны, в Генеральном штабе, главных и «простых» управлениях, отделах появилось слишком много дублирующих друг друга структур. Особенно в звене – Генштаб, управления и отделы родов войск и видов вооруженных сил, штабы военных округов и флотов. А вот на первичных офицерских должностях – в роли командира взвода, начальника аппаратной, командира боевой части корабля, работать с личным составом – солдатами и сержантами срочной службы практически некому. В войсках эти должности заполнены только на 40-50 процентов. Уже издана директива министра обороны, которая после долгих обсуждений на разных уровнях требует сократить главные и центральные управления минобороны и генерального штаба, подведомственные им структуры на 40-50 процентов. А освободившиеся должности заполнить гражданскими специалистами, фактически уволенными в запас сотрудниками тех же структур, только уже без погон.

А вот компенсировать нехватку командиров взводов и им равных по объему работы должностей должны выпускники учебных центров при гражданских вузах, которых будут призывать в армию лейтенантами на три года. Ну, а если эти офицеры захотят служить и дальше, то с ними подпишут следующий контракт. На три или пять лет. Они получат право на участие в ипотечно-накопительной системе обеспечения военнослужащих жильем, другие льготы.

Но вот то, что всего российской армии понадобится не 300 тысяч офицеров, как сейчас, а только половина, это стало для всех специалистов, так или иначе связанных с армией, большим откровением.

По поводу такого решения существует несколько мнений. Одни эксперты говорят, что таким образом Россия приближается к армиям ведущих стран мира, тех же США, Великобритании, Франции, где офицер – это «штучное производство». Он только военный руководитель, принимающий решение и требующий его исполнения от подчиненных, в первую очередь - от профессионалов-сержантов. И таких элитных командиров нужно не очень много. Да и высших военных учебных заведений в этих странах не густо – три на все Соединенные Штаты, а основное образование офицеры получают в гражданских вузах, затем проходят различные курсы, по полгода, по восемь-десять месяцев, в зависимости от специальности, что дает им возможность успешно руководить подчиненными частями и подразделениями.

В российской армии все по-другому. У нас офицер получает высшее образование в военном училище, институте или академии, учится там минимум 4-5 лет и становится профессиональным военным практически на всю оставшуюся жизнь. Он лично воспитывает и обучает солдат, а в бою ведет их в атаку или организовывает оборону, передвижение на марше. В мирное время занимается повседневным контролем и управлением жизнедеятельности подчиненных ему подразделений.

Ряд серьезных военных аналитиков полагает, что резкое сокращение офицерского состава Российской армии, тем более в такие короткие сроки, о которых заявил министр Сердюков, содержит очень много рисков. Оно может существенным образом повлиять на снижение боеготовности вооруженных сил. Приведение армейской структуры к западным образцам, считают они, должно начинаться с создания высокопрофессионального корпуса младших командиров, которые будут способны заменить офицеров в деле воспитания и обучения солдат, как это происходит в той же армии США. А это дело не на один-два года. Кроме того, в войсках должна быть высокотехнологическая боевая техника, которой смогут управлять солдаты-контрактники. А еще современные системы управления боем и системы обеспечения боя – разведки, целеуказания, связи, навигации, высокопроизводительная и наукоемкая вычислительная техника и многое другое, без чего боевые действия, тем более против высокотехнически организованных армий, немыслимы.

Ни того, ни другого, ни третьего в российских войсках пока нет, и к 2012 году появиться вряд ли сможет. Так как к этому не готова ни оборонная промышленность, ни образовательный уровень тех воинов, которые должны будут владеть этим оружием. За три-четыре года поднять его невозможно.

Федеральная целевая программа перевода всех сержантов и старшин вооруженных сил России на контрактный способ комплектования только заявлена, но пока не утверждена. На нее не выделены необходимые средства. Нет базы для обучения и воспитания профессионалов-младших командиров, не разработаны для них соответствующие программы. И главное – не созданы необходимые социальные и финансовые условия, которые были бы приемлемы для таких людей, стимулировали бы их долгосрочную, - не на три года, а на десять-пятнадцать лет нахождения в боевом строю, вызывали у них стремление глубоко и основательно осваивать свою боевую специальность, обучать ее тонкостям солдат срочной службы… Многое, что предстоит сделать, чтобы сержанты и старшины-контрактники сумели заменить на первичных офицерских должностях лейтенантов. И не таких же, как сами младшие командиры, выпускников учебных курсов, а посвятивших свою жизнь службе в армии.

Да, говорят эксперты, так резко сокращая офицерский состав, как об этом говорит нынешний министр обороны, можно «одним махом» наконец решить многие застарелые проблемы вооруженных сил – обеспечить постоянным или служебным жильем те 122,4 тысячи офицерских семей, которые никак не могут его получить на протяжении десяти и более лет. Найти финансовые резервы для повышения денежного содержания военнослужащих и одновременно не увеличивать расходы на оборону. Но саму оборону, потеряв самых профессионально подготовленных специалистов, укрепить невозможно. Это решение Анатолия Сердюкова может обернуться ничем экономически и социально не подкрепленным волюнтаризмом и способно аукнуться серьезными просчетами в обороноспособности государства, которые потом придется исправлять долгие годы.

Кстати, совместная коллегия двух министерств обороны – Белоруссии и России приняла несколько важных решений. Одно из них - проведение в 2009 году совместных стратегических командно-штабных учений «Запад-2009». «Они должны стать очередным практическим шагом в подготовке наших Вооруженных сил и способствовать созданию реально действующей системы обеспечения военной безопасности Союзного государства», - подчеркнул Анатолий Сердюков. Решение о сокращение офицерского состава на эти учения пока не распространяются.

Никита ПЕТРОВ, военный обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
2148

Последние новости

Все новости

1news TV