Вашингтон обиделся на Багдад
В очередной раз иракцы обманули ожидания США. Кабинет министров Ирака решил внести новые поправки в проект американо-иракского соглашения о стратегическом партнерстве. То есть – в конечном счете – о выходе (или невыходе) американских войск из Ирака. А это означает возобновление американо-иракских переговоров, хотя еще на прошлой неделе с обеих сторон звучали заявления о том, что компромиссный вариант найден, и осталось его лишь утвердить.
Скорее всего, окончательная точка в переговорах будет поставлена уже новым президентом США – иракцы тянут время, ожидая, кто займет президентское кресло в Белом доме. Вашингтон настолько разочарован, что намекает на приостановку всех своих операций в Ираке. Но может ли он позволить вести себя как обидчивая девушка?
«Мы бы не хотели вновь возвращаться к выработке проекта документа», - заявил журналистам глава Пентагона Роберт Гейтс. «Я не думаю, что дверь уже захлопнулась, - добавил он. - Но я бы сказал, что дверь почти закрыта».
По словам Гейтса, если не удастся достичь договоренности по статусу войск и не будет продлен истекающий 31 декабря с.г. мандат ООН на действия Многонациональных сил в Ираке, то операции американских войск в Ираке будут приостановлены. «Мы просто прекратим что-либо делать», - сказал Гейтс. Он также указал, что в администрации Буша в настоящее время не обсуждается вопрос о возможности обращения в Совбез ООН с просьбой о продлении мандата. «Если мы сейчас пойдем в ООН, нет никаких гарантий, что голосование пройдет успешно. Поэтому этот путь для нас не без риска», - подчеркнул Гейтс.
Но действительно ли американцы могут, обидевшись, просто так уйти из Ирака, расписавшись в собственной беспомощности и во многом в бесполезности затеянной в Ираке военной кампании? Уйти и дать шанс террористам снова закрепиться в Ираке? Или же они просто шантажируют иракцев, понимая, что для них присутствие иностранных военных жизненно необходимо – в одиночку проблем с безопасностью Багдаду пока не решить, несмотря на наметившийся прогресс в этой сфере, а срок мандата ООН истекает в конце года.
То, что попытка шантажа имела место, рассказал журналистам глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, иракцам намекнули – мол, не подпишете соглашение с США, останетесь ни с чем – СБ ООН не продлит мандат пребывания военных, так как Россия собирается наложить вето на резолюцию.
Лавров не назвал напрямую тех, кто стоит за подобными провокациями. Впрочем, и без уточнений Лаврова это очевидно, особенно после последних слов Гейтса. В любом случае, Москва заверила Багдад в том, что если он пожелает, то мандат на пребывание иностранных военных в Ираке будет продлен – по крайней мере Россия препятствовать этому не собирается. Другой вопрос, что американцы сами не торопятся поднимать эту тему в СБ ООН. Ведь одно дело оставаться в Ираке по международному мандату, другое - иметь собственный договор о стратегическом партнерстве и получать с этого дивиденды.
Но тут нет выбора – обидеться на иракцев, развернуться и вывести свои войска из Ирака Вашингтон не может. И вину на Россию за уход из Ирака переложить тоже не удастся – Москва не против, чтобы американцы еще на какое-то время продлили там свое пребывание, и, в конце концов, во взрыве террора в регионе Россия не заинтересована. Другое дело – долгосрочный договор между Багдадом и Вашингтоном. Москву, имеющие свои интересы в регионе Персидского залива, этот документ не может не интересовать. Однако очевидно, что не ее голос заставляет иракцев тянуть время на переговорах с Вашингтоном.
За соглашение в его нынешнем виде готовы проголосовать лишь иракские курды. И в этом нет ничего удивительного – США уже давно являются гарантами их безопасности. Не удивляет и позиция сторонников шиитского лидера Муктады ас-Садра, отвергающего документ в принципе и выступающего за немедленный вывод иностранных военных из Ирака. Подобную позицию ас-Садр занимал уже много лет, и нет оснований для ее изменений. Но почему против принятия документа высказался премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, который принимал непосредственное участие в переговорах с США?
Один из влиятельных членов парламента Хумам Хамуди в ходе пресс-конференции процитировал слова премьер-министра, сказанные им в ходе последних внутрииракских дискуссий по поводу принятия договора: «Американцы правой рукой дают то, что забирают левой». В качестве примера приведена следующая ситуация – в соглашении говорится, что американские войска будут выведены с территории иракских городов к июню 2009 года, если позволит ситуация в сфере безопасности. Но кто будет определять – позволит или нет? - вопрошают иракцы.
Эти и другие сомнения понятны – речь идет о суверенитете Ирака, его будущем. Но на документ потрачена уже масса времени, и уже многое было изменено. Причем настолько, что в том, что договор в интересах Вашингтона, засомневались американские конгрессмены. Так, председатель комитета по делам вооруженных сил палаты представителей Айк Скелетон заявил, что «очень обеспокоен» услышанным. Речь идет о просочившихся в СМИ пунктах проекта соглашения. В частности о том, что иракские власти смогут судить американских военнослужащих и сотрудников частных охранных компаний за преступления, совершенные ими в увольнении за пределами военных баз.
Отметим, что если этот пункт действительно существует в проекте соглашения, то это немалая победа иракских властей.
Казалось бы, чего Багдаду еще добиваться – ведь американцы уже четко говорят о том, что дальнейших уступок не будет. На что надеются иракские министры, предлагающие внести новые поправки в соглашение? Ждут новую, более гибкую американскую администрацию? Или же стараются не потерять лица перед собственным народом, понимая, что документ скорее всего не пройдет в парламенте, где накал страстей еще больше, чем в правительстве?
В какой-то степени договор об американо-иракском сотрудничестве стал жертвой внутриполитического хаоса в Ираке. За последние несколько лет там не был принят ни один из стратегически важных законов, и правительство, и парламент неоднократно были на грани развала. США приходится пожинать ту систему власти в Ираке, которую они породили сами.
Кроме того, как утверждают многочисленные источники в Ираке, за медлительностью иракских политиков на переговорах с Вашингтоном стоит Тегеран. Нури аль-Малики, имея столь популярного в шиитской общине оппонента Муктаду ас-Садра, не хочет ссориться с Ираном – ему нужна его поддержка. Но усидеть на двух стульях – удовлетворить интересы и Вашингтона и Тегерана одновременно – это искусство на грани возможного.
Сложившаяся ситуация с соглашением может тянуться бесконечно. Развязка во многом зависит от развития отношений США и Ирана, а здесь пока по-прежнему стоит знак вопроса.
Хотя кто знает, чем может руководствоваться новый президент США, у которого не будет моральных обязательств Джорджа Буша – ни перед американцами, ни перед иракцами. Никто также не знает, что в условиях развивающегося экономического кризиса будет выгодно США - вернуть солдат домой или развязать еще одну войну в регионе?
Мария Аппакова, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции