Европа и Россия: упуская момент
Проект строительства газопровода Nabucco, который должен соединить турецкий Эрзурум с Австрией, родился в Европе на фоне опасений о растущей энергетической зависимости от России.
Благодатной почвой для роста таких опасений стали «газовая война» России и Украины в 2005-2006 годах и недавний конфликт на Кавказе. Как ни странно, сегодня брюссельские политики и специалисты робко намекают на, что, возможно, следует пригласить для участия в проекте и Россию. У нее есть сырье – газ, да и ныне сложившаяся ситуация, когда Россия на четверть удовлетворяет европейские потребности в газе, вряд ли сильно изменится. Такое предложение кажется странным на первый взгляд, однако это знак того, что Старый Свет после августовских событий решил вести себя более рационально, и вместе с тем это - подтверждение того, что Европа еще не решила, какую тактику выбрать в отношениях с Россией. Две стороны одной монеты, подбрасывая которую, Россия и Европа должны быть осторожны: от того, что выпадет, будет зависеть не только судьба газопровода. Более того, это очень важный момент, так как в период глобального финансового кризиса возрастает риск потери динамики. Итак, есть ли новый знак того, что надо двигаться вперед?
Как недавно заметил мой британский коллега, августовский конфликт имел, по меньшей мере, одно значимое последствие: Европа поняла, что в отношениях с Россией ей следует вести себя более независимо. Конкретные факты свидетельствуют о том, что некоторые европейские лидеры начали осознавать опасность перехода на сторону США, когда приходится действовать один на один с Россией во имя Трансатлантического сотрудничества, которое по истечении полувека уже не может довольствоваться простым "гримом", особенно в эпоху "вакуума власти" в Вашингтоне и серьезных сомнений в лидерстве США на мировой арене в будущем. Президент Франции Николя Саркози, похоже, понял это. Канцлер Германии Ангела Меркель определенно поняла. После внеочередного европейского саммита, состоявшегося в сентябре, Сильвио Берлускони рассказал журналистам, что спорил с коллегами, пытаясь объяснить им, что значит «непропорциональное применение силы», и допытываясь, что они сами подразумевают под «адекватной» реакцией на действия Грузии. Ответов мы не знаем, но итальянский премьер, заявляющий о своих дружеских отношениях и с Путиным, и с Бушем, похоже, тоже сделал свой выбор. Нет сомнений, что предстоящая смена власти в Белом Доме облегчила его задачу, однако причина не только в этом.
На недавнем саммите в Брюсселе 15 октября Европейский Союз принял решение пока не возобновлять переговоры с Россией по вопросам стратегического партнерства. «Лучше немного подождать», - считает министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Польша, страны Балтии, Великобритания и Швеция выступают против возобновления переговоров, и крупнейшие страны ЕС, начиная с Германии, решили приберечь «дозу единства» для более срочных дел, таких как финансовый кризис и новые споры вокруг мер по борьбе с глобальным потеплением. Разногласия в части мер по снижению выбросов углекислого газа имели место на встрече в Люксембурге, а 27 стран-членов ЕС снова будут обсуждать свою тактику в отношении России в ноябре, когда Италия и Германия вновь попытаются сломать «новый европейский барьер». Две страны выступают за возобновление дискуссий после вывода Москвой своих войск из некоторых районов Грузии в соответствии с планом Медведева-Саркози. Однако Великобритания настаивает на том, чтобы ЕС дождался результатов российско-грузинских переговоров в Женеве, первый раунд которых состоялся на прошлой неделе и потерпел полное фиаско. Следующий, назначенный на 18 ноября, может обозначить новое противостояние сторон. Рассуждать о рисках – значит упустить момент.
Итак, необходимо нечто новое, чтобы продолжить движение вперед. Если от Москвы поступит конструктивное предложение до следующего европейского саммита, ситуация может измениться. Президент Дмитрий Медведев предлагает провести консультации по созданию новой системы безопасности в Европе, однако серьезно задумываться над этим пока рано. Предложение о сотрудничестве в сфере защиты окружающей среды может, напротив, показаться не столь значительным, однако оно может стать знаком, который легко поймут в Европе, даже вне дипломатических кругов. В декабре НАТО предстоит решить вопрос о присоединении Украины и Грузии к Плану действий по вступлению в НАТО (MAP). Это первый шаг на пути к полноценному членству в Североатлантическом союзе, но, вероятнее всего, решение не будет положительным. Но если при этом европейские союзники выступят против США не из страха нового противостояния с Россией, а в надежде на развитие действительно новых, возможно даже, партнерских отношений, многое может измениться.
Ориетта Москателли, руководитель проекта «Новая Европа» итальянского информационного агентства APCOM
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции