Польско-литовская головоломка для Европы
В преддверие неформального брюссельского саммита лидеров ЕС 7 ноября у Евросоюза, кажется, возникает все больше проблем с неугомонным президентом Польши Лехом Качиньским и его посткоммунистическими союзниками из Балтии. Они снова выступили против возобновления переговоров по новому соглашению о партнерстве с Россией.
То, что Варшава и Вильнюс, а также Таллин, Рига, Скандинавия и Британия этому переговорному процессу до сих пор противятся – совершенно не секрет. Удивительно то, как именно и насколько не ко времени (по мнению председательствующей в ЕС Франции, а также Германии и Италии) случаются такие антироссийские рецидивы. В случае с Польшей, например, в Брюсселе уже с трудом могут понять, кто, собственно, официально выступает от Речи Посполитой – то ли президент, то ли премьер-министр Дональд Туск.
Последний раз президент Польши удивил собственное правительство на неформальной встрече министров иностранных дел Евросоюза в Марселе 3 ноября. Здесь надо напомнить предысторию вопроса, чтобы полнее проникнуться странностью маневров Качиньского. Министры, напомним, собрались на юге Франции, чтобы выработать рекомендации своим правительствам для встречи лидеров (она пройдет в формате «неофициального обеда») 7 ноября в бельгийской столице. На этой встрече должна быть согласована единая позиция ЕС для предстоящего в Вашингтоне 15 ноября саммита 20 глав государств и правительств ведущих государств мира. Он должен определить меры по борьбе с глобальным финансовым кризисом.
На марсельской встрече неожиданно и всплыло письмо польского президент Леха Качиньского и президента Литвы Валдиса Адамкуса по совершенно иному вопросу - они протестовали против возобновления переговоров с Москвой по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Сама Москва, к слову сказать, на скорейшем возобновлении дискуссий по этому вопросу уже вовсе не настаивает. Старый договор истек в декабре 2007 года, но может продлеваться хоть до бесконечности. Нас это в принципе устраивает. Мы можем общаться и торговать с Европой и без нового соглашения. Но ЕС хочет заключить новый договор, который жестко регламентировал бы обмены и сотрудничество во всех без исключения областях. Первый раунд переговоров начался в июле, но прервался из-за кавказской войны. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер пару недель назад объявил, что переговоры наверняка возобновятся уже 14 ноября на очередном саммите Россия-ЕС в Ницце. В письме также говорилось, что ЕС не вправе возобновлять переговоры, пока Москвы не освободит оккупированную территорию Грузии.
Надо сказать, что сам министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский был удивлен, когда ему предъявили письмо за подписью собственного президента. Он сказал, что до Марселя никакого такого письма не видел и что впервые узнал о нем именно в Марселе в тот момент, когда бумагу положил на стол глава литовского министерства иностранных дел. «Нет ничего хорошего для нашей переговорной позиции в том, что этот документ и его содержание стали для меня сюрпризом», сказал Сикорский. Говорят, был здорово раздосадован.
Еще больше был раздосадован премьер-министр Польши Дональд Туск. Сейчас противостояние между ним и президентом достигло уже таких масштабов и размаха, что, похоже, перешло из области серьезного в смехотворное. Лех Качиньский, от которого Туск и его партия Гражданская платформа в 2007-м «отрезали» брата-близнеца Ярослава (он до с треском проигранных выборов возглавлял правительство), все никак не может смириться с поражением брата. И утверждает, что внешняя политика Польши – прерогатива президента. Туск утверждает обратное. Он даже подал иск в Конституционный суд Польши с тем, чтобы тот последний раз и навсегда вынес вердикт и разрешил сложнейший спор между премьером и президентов – кто вправе давать директивы МИД? Когда суд примет решения – никто точно сказать не берется: может, через две недели, а может - и через месяц-два.
А пока суд да дело, и премьер и президент развлекаются, нанося уколы друг другу. Качиньский вот обнародовал в Марселе «тайное» антимосковское письмо. Дональд Туск ответил на это своим ходом. Он объявил, что не поедет на брюссельский саммит 7 ноября, а предоставляет право представлять на нем Польшу Леху Качиньскому. Весь подвох здесь в том, что Леху на саммите придется представлять проевропейскую позицию правительства Туска, тогда как он считается закоренелым евроскептиком: считает несвоевременным присоединение Польши к зоне евро, к Лиссабонскому договору о реформе ЕС. Качиньский уже выставлял Варшаву на всеевропейское посмешище во время кризисного брюссельского саммита 15-16 октября. Тогда он, без всякого согласования с премьером, прибыл в европейскую столицу ЕС, и службе протокола союза пришлось поломать голову над тем, как не обидеть ни премьера, ни президента. По давно установившейся процедуре на таких саммитах присутствуют лишь двое от каждой страны – президент (премьер) и министр иностранных дел. Пришлось обидеть министра иностранных дел и не пускать его на некоторые заседания.
А Европейский Союз во всем случившемся раздражает уже и сам подход Польши и Балтии к «российской проблеме». На встрече в Марселе французы распространили текст конфиденциального документа о подходе ЕС к отношениям с новым президентом в Вашингтоне. Он в принципе уже согласован «старшими» членами ЕС и содержит призыв искать «многосторонние решения для мировых проблем», включая, в том числе и отношения с Россией, Грузию, Южную Осетию и Абхазию. Франция, как председатель ЕС, призывает не прекращать, а расширять диалог с Россией. «Россия – наш сосед, - сказал в Марселе Бернар Кушнер. - Это огромная страна, которая сильно изменилась. Никогда не забывая о правах человека, мы должны проводить диалог с Россией».
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.