Очередной шаг на пути диверсификации энергоносителей
Бакинский энергетический саммит в отличие от своих предшественников имел некоторые особенности. Впервые в рамках таких саммитов количество участников дошло до двадцати двух. К тому же саммит проходил на фоне углубляющегося мирового финансового кризиса, и более чем трехкратного снижения цен на нефть в мире в последние 4-5 месяцев.
Несмотря на бравые отчеты многих энергодобывающих стран о развитии собственных экономик семимильными шагами вне зависимости от цен на энергоносители, нынешний финансовый кризис воочию доказал, что не только экономики отдельных стран, но и вся мировая экономика в целом пока еще очень зависима от этих цен. Наверное, еще долго мировая экономическая система и среднестатистический уровень экономического роста в мире будут сильно привязаны к ценам на энергоносители. Предполагаю, что момент снижения цен на энергоносители является стимулирующим фактором для многих стран-потребителей активизировать свои действия в целях реализации различных альтернативных энергопроектов, которые могут инициировать заключения долгосрочных договоров по сходной цене.
При таком раскладе проведение энергетических саммитов приобретает жизненно важный характер. Бакинский саммит проходил накануне открытия саммита G20 в Вашингтоне, в рамках которого 20 ведущих стран мира, производящих более 80% мирового ВВП, пытались найти пути коллективного выхода из разразившегося мирового финансового кризиса. Поскольку мировая экономическая система представляет собой единый организм, а энергоресурсы и цены на них являются важнейшими элементами этого организма, энергетический саммит в Баку можно назвать преамбулой Вашингтонского саммита. Хотя некоторые зарубежные эксперты Бакинский саммит обозначили как противовес Вашингтонскому саммиту, предполагаю, что с этим трудно согласиться. Если ведущие страны мира в целях выхода из мирового финансового кризиса готовы к коллегиальным обсуждениям, то инициативы других стран для диверсификации поставок и маршрутов транспортировки энергоносителей являются прекрасным дополнением к этому. Эту истину в первую очередь должна понять Россия.
Сегодня Москва без конца утверждает о том, что управление миром из одного центра (имеются в виду США) абсолютно недопустимо. При этом почему-то Россия очень ревниво относится ко всем планируемым энергопроектам на постсоветском пространстве, которые должны обходить ее, и враждебно встречает все энергетические саммиты, в которых обсуждаются альтернативные проекты. Не скрывается ли за таким подходом России ее простое стремление монополизировать все поставки и маршруты транспортировки энергоносителей из пространства СНГ на мировые рынки? Такой монополизм не позволяет многим европейским странам сбросить ярмо энергозависимости от России. Кроме того, Россия, используя эту зависимость, время от времени прибегает к энергетическому шантажу по отношению к странам СНГ, владеющим солидными запасами энергоресурсов. Такое давление периодически испытывают на себе и страны-потребители. Такое положение дел вынуждает многие страны активизировать свои действия для реализации альтернативных проектов, позволяющих диверсифицировать маршруты поставок энергоносителей на мировые рынки.
Страны-производители также заинтересованы в реализации этих проектов. Потому что Россия, стараясь у них покупать по твердым оптовым ценам нефтегазовые ресурсы и зарабатывая на их перепродаже двойную маржу, блокирует их прямой выход на мировые рынки. Несмотря на упорное сопротивление России, прорыв в этом вопросе уже осуществлен. Энергопроекты Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, Баку-Тбилси-Эрзурум являются тому ярким доказательством. Основной задачей всех четырех энергетических саммитов, в том числе и Бакинского, является увеличение числа и расширение географии альтернативных энергопроектов, что является нормальным проявлением здоровой конкуренции. Августовские события на Южном Кавказе еще раз продемонстрировали непредсказуемость России, и угрозы с ее стороны альтернативным энергетическим маршрутам. Эти события также лишний раз утвердили возрастающую роль Азербайджана в вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы, особенно восточноевропейских стран.
Ключевая роль Азербайджана в реализации этих энергопроектов не ограничивается только наличием на его территории солидных запасов углеводородов. Выгодное географическое расположение Азербайджана превращает его также в страну-транзитера в вопросе транспортировки богатых энергоресурсов Центральной Азии в обход России. Участники Бакинского саммита по максимуму постарались объединить в единый узел интересы всех трех категорий стран, которые намерены принять участие во взаимовыгодных энергопроектах Каспийского региона. Страны-производители, страны-транзитеры и страны-потребители были представлены в рамках этого саммита. Примечательно, что этим не могут похвастаться ни ОПЕК, ни предполагаемый «газовый ОПЕК», для создания которого Россия прилагает неимоверные усилия. В рамках Бакинского саммита получило продолжение обсуждение вопроса нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск в системе Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, в реализации которого сильно заинтересованы Украина, Польша и Румыния. Подписание в ходе Бакинского саммита соглашения о создании Каспийской системы транспортировки нефти между Азербайджаном и Казахстаном является серьезным шагом вперед. Причем это произошло на фоне информации о возможном банкротстве трубопровода Тенгиз-Новороссийск.
На саммите было уделено большое внимание к проекту NABUCCO, который уже несколько лет является предметом серьезных дискуссий. Отрадно то, что президент Литвы В.Адамкус призвал членов Евросоюза быть оперативными и конструктивными в реализации проектов NABUCCO и Одесса-Броды, которые соединяют Каспийский бассейн с Европой. Думаю, что реализация проекта NABUCCO будет прелюдией транскаспийских энергопроектов. Хотя Казахстан дал свое принципиальное согласие на участие в транскаспийских энергопроектах, предполагаю, что окончательное согласие Казахстана и Туркменистана на участие в этих проектах зависит от успешной реализации проекта NABUCCO. Также не исключено, что к этим проектам со временем пожелает подключиться и Узбекистан, который недавно объявил о своем выходе из ЕврАзЭс, где лидирующая роль принадлежит России. Только дальнейшее подключение транскаспийских трубопроводов к NABUCCO может создать возможность этим странам (особенно Туркменистану, у которого запасы «голубого топлива» составляют 23-26 трлн. куб. метров) транспортировать свои энергоресурсы на мировые рынки в достаточном количестве. Предполагаю, что именно из этих соображений Казахстан и Туркменистан не подписали итоговую Декларацию Бакинского энергетического саммита. Также не лишено интереса замечание о целесообразности увеличения членов ГУАМ.
Расширение ГУАМ автоматически увеличит сторонников альтернативных энергопроектов. Реализация энергопроектов, обсуждаемых в рамках Бакинского энергетического саммита, инициирует создание Каспийско-Черноморско-Балтийского энерготранзитного пространства, что, в свою очередь, способствует интеграционным процессам в пространстве этих бассейнов. Итоговую Декларацию Бакинского энергетического саммита подписали 15 участников. Положительным моментом является то, что наряду с новоиспеченными членами ЕС данную Декларацию подписали и такие старожилы ЕС, как Италия и Греция, которые имеют более чем нормальные взаимоотношения с Россией. Этот момент является доказательством того, что даже лояльные к России европейские страны понимают необходимость создания альтернативных путей диверсификации энергоносителей в обход России и серьезную роль стран Каспийского бассейна в этом вопросе. Несомненно, что реализация этих проектов привлечет в регион большие инвестиции.
Инвесторы будут заинтересованы в установлении мирной и стабильной ситуации в регионе в целях обеспечения гарантии и безопасности вложенных капиталов. Это, в свою очередь, подтолкнет их к содействию скорейшему решению существующих межэтнических конфликтов в регионе мирным путем в рамках принципов международного права. Азербайджан, выступая в качестве хозяина таких саммитов, проводя миролюбивую политику и способствуя к интеграционным процессам в регионе, приобретает все новых партнеров, союзников и друзей в своей борьбе против агрессорской Армении. Уже сегодня некоторые члены Европарламента выступают за предоставление четкой перспективы Азербайджану о будущем членстве в ЕС.
Можно смело утверждать, что Бакинскому энергетическому саммиту в формировании такого мнения принадлежит особая роль. Исходя из этого, можно сказать, что Бакинский саммит стал очередным успешным шагом на пути диверсификации поставок и маршрутов транспортировки энергоносителей.
Сахиль Искандеров политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора