Грузинский эксперт: «Азербайджанский газ является одним из основных источников для трубопровода «Набукко»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бывшим депутатом парламента Грузии, независимым экономическим экспертом Демуром Гиорхелидзе
- После недавней «газовой войны» между Россией и Украиной в Европе начали поиск альтернативных путей. В первую очередь это касается проекта «Набукко», каковы его перспективы?
- С одной стороны, «газовая война» между Россией и Украиной пробудила уже выброшенный из повестки дня проект «Набукко». С другой стороны, реализация такого масштабного проекта, по сути, невозможна в постконфронтационном режиме.
В первую очередь, давайте посмотрим с той точки, с какой смотрят вообще - проект в обход России и обязательно против нее. Сама постановка вопроса в таком виде и для такого масштаба проекта чревата опасностями, ибо Россия будет действовать в том ключе,
что в ущерб себя не допустит реализации такого проекта.
- Есть ли у России рычаг давления для противодействия этому проекту?
- Конечно, есть. Это обострение ситуации и замораживание довольно на неопределенное время очень существенных и жизненно важных проблем для Южного Кавказа. Я думаю, что европейцам рано или поздно в кооперации с Россией придется принимать какие-то решения, ибо, с одной стороны, придется провести газопровод «Набукко». С другой стороны, обострить отношения для Евросоюза с Россией, которая более разумно действует, видимо, нереально.
Кроме того, для наполнения этого трубопровода газом есть определенные проблемы - не только без четкого и долгосрочного прогноза, но и без обоснованных данных о том, что такой мощный трубопровод может быть гарантированно заполнен газом, конечно, получить финансирование от инвесторов, будет невозможно.
- А разве азербайджанский и среднеазиатский газ не может заполнить трубопровод?
- Но, будет ли этот газ, вот в чем вопрос. Я думаю, что такой проект, скорее всего, рано или поздно будет реализован, но опять-таки думаю, что помимо названных стран, он будет решаться не в конфронтационном ключе. В перспективе иранский газ, видимо, будет очень нужным и обязательным для такого трубопровода, чтобы он был заполнен не только из одного источника, но в случае каких-то непредвиденных обстоятельств имелась бы возможность переиграть источники.
Конечно, азербайджанский газ является одним из основных источников для трубопровода «Набукко», но маловероятно, что в смысле финансирования проекта на одном источнике такой объемный проект, как он, будет реализован. Скорее всего, этот вопрос и в Азербайджане будет переплетаться с политическими вопросами не только с Россией и Евросоюзом, но и со среднеазиатскими странами и государствами Кавказа.
- То, что Россия передала Армении вооружение на 800 миллионов долларов, вы связываете с возможным осуществлением проекта «Набукко»?
- Это, конечно, не означает, что возобновятся военные действия в Нагорном Карабахе и ущерб будет нанесен Азербайджану, но есть другой вопрос. Но позиция Азербайджана и его очень разумно действующего президента Ильхама Алиева в отношении России после этого акта несколько изменилась, и антирусские публикации появились не только внутри этой страны, но и за ее пределами. Это указывает на то, что из воздуха ничего не возникает.
- Премьер-министр России Владимир Путин сказал, что Россия не будет препятствовать осуществлению проекта «Набукко». Несмотря на это, лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что «Набукко» никогда не заработает, потому что они не дадут этому проекту заработать. Мы хорошо знаем, что Кремль устами Жириновского всегда говорит то, что думает. Поэтому, как вы прокомментировали бы это высказывание?
- Видимо, сейчас детально проанализировать эти высказывания нет смысла. Хотя я говорил, что очень сомнительно, чтобы в таком накаленном и конфронтационном режиме и тем более при таких проблемных финансовых отношениях во всем мире, по такому крупному проекту приняли положительное решение, очень сомнительно.
Несмотря на то, что этот проект непосредственно не относится к США, маловероятно, что американская сторона будет издалека смотреть, как он будет осуществляться силами только Евросоюза, и сами они не будут принимать какого-то участия. Исходя из этого, «Набукко» не только экономический, но и очень солидный политический проект. В нем Азербайджан, конечно, одна из главных действующих стран, но маловероятно, что он единственный, кто будет закачивать газ в этот проект.
Мне кажется, что при несогласованности интересов крупных стран вряд ли мы получим от этого какие-то позитивы. Поэтому не думаю, что этот вопрос очень легкий, и кто-то может волевым методом его решить.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии