Шота Малашхия: «Сейчас ни американцы, ни мы не готовы строить в Грузии военные структуры»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шотой Малашхия
- Как вы считаете, будут ли размещены военные базы США в Грузии?
- В первую очередь я должен отметить, что по поводу строительства российских баз в Абхазии и в Цхинвальском регионе обеспокоенность выразили помощник госсекретаря США Метью Брайза, представители НАТО, Евросоюза и в целом все авторитетные страны и организации со всего мира.
То, что Россия делает, не вписывается ни в какие международные рамки, и этим они нарушают все существующие договоры в этой области, подписанные и самой Москвой. Я уверен, что у России в этом плане нет никакой финансовой, экономической и политической поддержки со стороны. Поэтому России будет трудно построить серьезные военные базы в Гудауте и Очамчире. Они там могут построить маленькие хибары, но серьезные базы создать вряд ли им удастся. Хотя это не означает, что угроза с их стороны миновала.
В Гудауте есть уникальный, можно сказать, почти международного уровня Бомборский аэродром. Он находится ниже уровня моря и пока оттуда самолет не взлетит, радарам зафиксировать его не удается. Размещением своих баз там и в Очамчире Россия нарушает Стамбульское соглашение от 1999 года, а также соглашение, недавно подписанное Медведевым, Саркози и Саакашвили. Россия не только в Абхазии, но и в Цхинвальском регионе, в Джаве, строит военную базу. Я считаю, что экономике России это будет не по силам, т.к. в стране экономический и финансовый кризис.
Что касается вопроса размещения военных баз США в Грузии, думаю, что на этот счет может быть разговор, но это дальнейшая перспектива. Сейчас ни американцы, ни мы не готовы строить в Грузии военные структуры, и даже если такое произойдет, это усугубит положение и в Цхинвальском регионе, и в Абхазии. Потому что сейчас появилась даже информация, что абхазцы не желают у себя присутствия российских военных структур, если в Грузии не будут размещены американские военные силы. Более того, они будут всячески препятствовать у себя строительству российских военных баз.
- Говорят-то говорят, но на самом деле мы оказываемся перед такими реалиями, что на оккупированных территориях Грузии появляются российские военные базы. В таком случае, возможно ли в противовес им появление на территории Грузии американских баз?
- Я не знаю. Пока в Грузии об американских военных и о силах НАТО речь не идет. Единственное, если дело касается газопровода «Набукко», то в Хартии, подписанной между США и Грузией 9 января нынешнего года, говорится, что США физически гарантируют охрану подобных объектов. На этот счет может появиться надобность в американской помощи, но в ней будут задействованы совершенно другие структуры и для этой цели появление в Грузии американских военных баз не понадобится. Это могут стать, наверное, те инструктора, которые будут обучать тот контингент, который и будет задействован в охране таких стратегических объектов, как газопроводы.
- Но если Россия не откажется от своих намерений и пока, к сожалению, все к тому и идет, то в таком случае возможно появление на территории Грузии военных баз США?
- Все зависит от России. Если она, так сказать, будет себя хорошо вести, тогда все будет проходить гладко и нормально. Не скрою, что США собираются через территорию Грузии провезти военные материалы и структуры в Афганистан, т. к. имеются определенные проблемы с Пакистаном и Турцией насчет транзита.
- А Грузия даст на это согласие?
- Да, конечно. Мы транзитная сторона. Мы принимали и принимаем участие в миротворческих операциях и в Афганистане, и в Ираке. Так что мы часть мирового сообщества и если оно принимает какие-то решения, там мы тоже присутствуем.
Хочу сказать, что и НАТО тоже не отступится от Грузии. Принятие Грузии в альянс - это дело времени. Факт, что война замедлила этот процесс, но это будет. НАТО ведь не только военная организация, но политическая и демократическая структура, которая обязывает каждое государство стать таким же полноценным представителем этого сообщества. Когда нас примут в НАТО, это вопрос политической конъюнктуры. Когда говорится о территориальной целостности Грузии или, скажем, Азербайджана, то мы должны учитывать, что в эту организацию принимают целиком государство, а не только с теми территориями, которые ими контролируются на данный момент.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии