Сиявуш Керими: «Мугам – этот состояние души, это философия» | 1news.az | Новости
Lifestyle

Сиявуш Керими: «Мугам – этот состояние души, это философия»

14:10 - 04 / 04 / 2009
Сиявуш Керими: «Мугам – этот состояние души, это философия»

Состоявшийся на днях в столице исламского мира - Баку Международный фестиваль «Мир мугама» - событие, не просто обобщившее накопленный веками мировой опыт, но и ставшее в известной степени смотром, позволившим многим в исторической перспективе увидеть достижения богатейшей культуры восточных народов.

Посвященный шедевру мировой культуры мугаму, фестиваль привлек большое внимание мировой общественности к Азербайджану как к государству, не только обладающему этим поистине уникальным культурным достоянием, но и готовому демонстрировать свои гуманистические ценности, свою толерантность, миролюбие и собственное достоинство. И в этом смысле фестиваль мугама как продолжение большой работы, проводимой в республике президентом Фонда Гейдара Алиева, Послом Доброй воли ЮНЕСКО, Первой Леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой стал частью большой политики, позволяющей нашей стране все больше завоевывать признание мирового сообщества.

Вполне естественно, что с восторгом воспринимаемые выступления лучших мастеров мугама и коллективов, оставаясь зримыми проявлениями успеха, производили не только неизгладимые впечатления на слушателей, но и чувство гордости за соотечественников, что так понятно! Но ведь были и другие «свидетели» акции – ее непосредственные участники, и они, радуясь возможности показать свое мастерство, ушли со сценических площадок не для того только, чтобы почивать на лаврах и гордиться оказанным слушавшей их публикой приемом. Не менее значимым для участников стал резонанс акции - ожидаемый, он оказался еще и тем результатом, который сосредоточил внимание на всех аспектах такого уникального явления, как мугам. Он высветил многие непростые проблемы, значимость и необходимость решения которых в условиях повышенного внимания к мугаму теперь становится абсолютно насущной.

Вот об этих проблемах и задачах мы беседуем с членом жюри фестиваля «Мир мугама», народным артистом Азербайджана, профессором, ректором Азербайджанской национальной консерватории Сиявушем Керими.

Мы встретились, чтобы поговорить о том, как прошел фестиваль, о его участниках из многих стран, об уровне программ и исполнительского мастерства, но, как нередко бывает, начали издалека. С момента создания в 2000 году по указу президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева национальной консерватории и назначением в 2001-м ее руководителем известного музыканта, композитора Сиявуша Керими. И это так понятно!

Фестиваль, как выразился сам ректор, «обслуживали» в основном причастные к Национальной консерватории специалисты – преподаватели, выпускники, студенты.

- Назакет Теймурова, Мансум Ибрагимов, Айгюн Байрамова – звездные ханенде, они в дни фестиваля не только сами блистали на оперной сцене и на площадках, где проводились программные концерты. Как преподаватели, которые вполне могут гордиться своими студентами – закончившими консерваторию или обучающимися на ее факультетах сейчас девушками и юношами, они с удовлетворением наблюдали за выступлениями своих подопечных, в подготовку которых вложили много труда и человеческой теплоты.

- Кого готовит Национальная консерватория? В свое время исполнители народной музыки – инструменталисты и вокалисты - проходили курс обучения в музыкальном училище, в учебном заведении среднего образовательного уровня, и создание восемь лет назад высшей школы для «народников» кое-кого удивило…

- С тех пор прошло много времени… Разве не ясно, что высшее образование – не просто неотъемлемый атрибут, но и элементарный уровень культуры современного человека любой профессии… Посмотрите: преподаватели нашей консерватории – те, кого я уже назвал, а также Самир Джафаров, Сабухи Ибаев, как и наш выпускник Илькин Ахмедов, наш студент Эльнур Мамедов - ведущие солисты Азербайджанского государственного театра оперы и балета! Именно они выступили исполнителями главных, весьма сложных и неординарных партий в операх «Кероглы», «Лейли и Меджнун», «Ашыг Гариб», ставших украшением программы фестиваля «Мир мугама». Разве не ясно, что здесь идет речь о личностях, о мастерах большого кругозора и большой культуры?..

- И разве не повод для гордости тот факт, что Гран-при проводившегося в рамках Международного фестиваля «Мир мугама» Международного конкурса удостоился студент 4-го курса вашей консерватории Тайяр Байрамов, за что от души вас и поздравляю…

- Спасибо! Но, радуясь его победе и другим успехам, я как ректор, как музыкант и гражданин, в такие моменты особенно остро ощущаю груз совсем не легких проблем, которые еще предстоит решать…

- Расслабляться не придется…

- Что вы! Смотр собственных сил, возможность сравнивать – всегда повод оглянуться на себя, желание избавиться от груза сформировавшихся прежде представлений, поиск ответов на вопрос о том, как, каким образом выходить на более сложный уровень.

- Вы хотите сказать, что чужой опыт – разве что толчок, а новое – это всегда нечто конкретное, выстраданное и самостоятельно выстроенное в определенных условиях, а потому стоит больших трудов...

- Конечно! Понимаете, на фоне безусловных преимуществ азербайджанского мугама как явления и поистине грандиозных усилий наших уважаемых руководителей – президента Азербайджана Ильхама Алиева, его супруги Мехрибан ханум Алиевой по сохранению этого феномена, поддержке его
исполнителей и пропаганде в мировом пространстве, мои заботы воспринимаются как менее заметные, но последующие этапы этих масштабных проектов.

- Говорите о конкретных заботах? Каких именно?

- Не знаю, с чего и начинать…

- Давайте начнем издалека. Скажем, с того, кого вы принимаете в консерваторию, кого готовите, чем можете гордиться и что вас огорчает – заботы ведь там и начинаются…

- Принимаем мы выпускников музыкальных школ 11-леток и музыкальных колледжей, которые готовят талантливых ребят в Баку, Шеки, Сумгаите и Агдаме.
Поскольку музыкально одаренных детей в Азербайджане много, велик и конкурс на каждое место. По тестам отбираем в год 60 студентов на бесплатное и платное отделения – в соответствии с планами, спускаемыми Министерством образования Азербайджана. Готовим исполнителей на народных музыкальных инструментах, музыковедов и вокалистов-ханенде.

- Сейчас в консерватории обучается…

- 230 студентов.

- А сколько за эти годы выпустили специалистов?

- За семь лет состоялось семь выпусков, и наш диплом получили около 500 человек.

- Их судьба…

- А их судьба во многом и наша…

- Головная боль?

- Если не головная, то уж сердечной ее вполне можно назвать… Большинство выпускников консерватории играют и поют… в ресторанах.

- Может, не стоит переживать за них – хорошо делают то, что умеют, имеют работу, нередко – имя, успех. А главное – зарабатывают…Разве было лучше, когда выпускников по распределению отправляли в районы республики, чтобы учительствовать в музыкальных школах, где для них не было жилья и им, не приученным к сельской жизни, платили копейки?

- Вы наверняка жалеете тех, кто в прошлые годы воспринимал как трагедию необходимость покидать родительское гнездышко в столице и ехать по направлению «в глубинку». Но если я скажу вам, что совсем недавно в одной из периферийных музыкальных школ на вакантную должность директора назначили… тракториста, почувствуете, какая ужасная ситуация создалась в стране из-за отсутствия системы распределения педагогов-выпускников.

Азербайджан более многих других стран богат музыкальными традициями, у нас почти каждый поэт и музыкант в душе, и мы должны на государственном уровне помогать талантливым детям получить образование, обрести веру в себя. Но вера, которая приходит с опытом, с успехом и поддержкой, начинается все-таки со знаний, преподнесенных наставниками, учителями-профессионалами. В Баку есть очень много возможностей найти работу, даже если она не соответствует амбициям - это не вызывает сомнений. А вот регионы – увы – недополучают должного внимания, и это серьезная проблема. Не ровен час, мы уже в ближайшее время можем не досчитаться достойных абитуриентов, а то и оставить без внимания живущих в глубинке ребят, обладающих выдающимися способностями, которым суждено нести по миру славу азербайджанского мугама, если не уделим первостепенное внимание комплектованию штатов музыкальных школ в районах республики. В частности, из числа коренных жителей, получивших высшее образование в Баку.

- Что же мешает?

- Ради Бога не воспринимайте мои сетования как трагедию, у нас многое налажено, и планы есть в принципе вполне выполнимые. Просто после столь масштабного конкурса ситуация воодушевляет на более высокую требовательность к себе, как бы мобилизует на использование имеющегося ресурса во имя столь достойной цели, как расцвет нашего мугама.

Посмотрите, что получилось… Известно, что во время фестивальных мероприятий и торжеств выявилась огромная самоценность мугама и музыкальных достижений Азербайджана, забота о них со стороны государства и народа. Но мало кто знает, что, выражая свое восхищение нашими мастерами, многие зарубежные музыканты и организаторы по достоинству оценили уровень подготовки наших музыкантов и выразили горячее желание учиться мугамному творчеству именно в Азербайджане. Это не просто уровень признания, но и сигнал для всех нас, тех, кто этим благороднейшим делом в нашей стране занимается, – наша школа в широком понимании этого слова должна быть готова к тому, чтобы принимать абитуриентов из-за рубежа.

- Это выгодно?

- Прежде всего, это престижно!

- Мы, то есть вы готовы к этому?

- Пока нет!

- Что вы подразумеваете под словом «пока»?

- Широко известно, что такая, я бы сказал, уважаемая и достойная организация, как существующая восемь лет Национальная консерватория по сей день не имеет собственного помещения. Средства на строительство выделены, место и техническая документация готовы, а работы ведутся не шатко – не валко. Каждый день посещаю строительную площадку, но только для того, чтобы расстроиться – кажется, будто кто-то проявляет заинтересованность в том, чтобы перспективы окончания строительства как можно дольше оставались туманными.

- Это усложняет учебный процесс?

- Это усложняет всю нашу деятельность. Достаточно сказать, что всякий раз, когда проводятся показательные выступления студентов, что для них -неотъемлемая часть учебного процесса, самопроверка на публике, когда затеваются совершенно необходимые студенческие конкурсы, стимулирующие к совершенствованию, нам приходится… арендовать помещения! То есть мы лишены самого элементарного в то время, когда мир идет вперед и у нас давно готовы замечательные планы, которые позволили бы выйти на современный уровень. Причем, поймите меня правильно, я не ограничиваюсь в своей озабоченности вопросами подготовки кадров, а ратую за участие высоко квалифицированных выпускников Национальной консерватории в современных процессах, за выход их на мировое пространство.

- Ничего себе… Вы хотите сказать, что привычная для нас волокита со строительством здания для Национальной консерватории, финансирование которого давно заложено в смете и в государственном бюджете, оборачивается для страны серьезным нравственным ущербом…

- Хочу!

- Мы возвращаемся к разговору о достойной опеке талантливых детей?

- Вы меня поняли с полуслова! С опеки и обучения детей, и притом там, где они живут, не обрекая их на труднейшие вояжи в столичные города. В столице и психологически, и материально все складывается для них непростительно сложно, а порой недосягаемо.

- Предположим, Министерство образования возьмет на себя функцию трудоустройства выпускников Национальной консерватории и укомплектует педагогами штаты музыкальных школ в районах, получив всестороннюю поддержку со стороны местных властей – бытовые условия и т.д. Но трудоустройство, обеспечение карьерного успеха и других, пусть честолюбивых параметров – прерогатива другого ведомства - Министерства культуры и туризма – как, по-вашему, следует воспринимать эту нестыковку? Это же явный парадокс?

- Это предмет непростой дискуссии, у которой много аспектов. Музыкант по образованию, я много лет проработал в разных условиях и в разных структурах, и с проблемами организации «культурного пространства» сталкиваюсь постоянно. Могу поделиться своими соображениями, если спросят те, от кого зависит решение этой проблемы. Пока хочу осуществить то, что в моей компетенции, – изменить структуру Национальной консерватории и создать в ней факультет по подготовке организаторов - мы явно запаздываем с подготовкой менеджеров, продюсеров, владеющих организаторскими способностями, а тем более – знающих мировые тенденции, которые займутся обслуживанием музыкальной индустрии.

- Это насущная необходимость?

- Более чем! Вслед за успехами нашедших себя исполнителей мугама в рамках нашей страны, за знакомством влюбившихся в их творчество представителей широкой музыкальной общественности из многих стран Европы, Азии и Америки, участвовавших, кстати, в нашем масштабном фестивале, сейчас наверняка в их адрес поступят приглашения выступать с концертами в ряде городов мира. Но свидетельства успешности этих проектов, материальные выгоды от этой деятельности достанутся тем организаторам, которые имеют опыт и поднаторели в подобных делах.

- И будут это не наши люди.

- Увы! Такая обширная сфера, как обслуживание музыкальной индустрии, - огромное поле деятельности, призванная играть большую политическую, культурную и экономическую роль, у нас не поспевает за достижением талантливых деятелей культуры и их популярностью. Музыка для кино, театра, телевидения, выпуск дисков и другой продукции – огромное поле деятельности и для пропаганды высокой культуры, и для борьбы с халтурой, и для возможности заработать!

- Но у нас в основном этим занимаются случайные дилетанты и «теневики», по которым плачет закон…

- За то и болит сердце… Завоевывая для Азербайджана статус государства – обладателя высокой культуры, мы готовы цивилизованными методами налаживать работу на этом участке.

- Для этого…

- Для этого готовы при первой же возможности перестроить структуру Национальной консерватории, создав в ней соответствующий факультет.

Его выпускники и займутся организацией гастролей и мировых турне наших музыкантов, преимущество которых уже выявил прошедший в эти дни грандиозный Международный фестиваль, Пригласят они интересных исполнителей и к нам: процесс взаимообогащения культур – веление времени.

- Считаете ли вы, Сиявуш муаллим, что резонанс прошедшего фестиваля поистине велик, что он вселяет уверенность в том, что наши музыканты и прежде, и теперь мыслят в верном направлении, что их популярность возрастет в разы?

- Это однозначно!

- И разговоры пойдут жаркие, лестные?

- Уверен!

- Скажите, пожалуйста, легко ли было вам оказаться в роли члена жюри Международного конкурса мугама?

- Вопрос не простой… Как человек, с молоком матери впитавший магическое воздействие звуков азербайджанского мугама, на генетическом уровне ощущающий его чудодейственное влияние и на мое мироощущение, и на творчество, конечно же, ставлю это чудо выше всех других направлений и форм искусства. Но членство в жюри – огромная ответственность, объективности которой нет равных. Уже поэтому я не стану утверждать, что наши исполнители, наша школа и уровень развития мугамной культуры превосходят традиции других стран, представители которых получили здесь возможность показать собственное искусство, - это не только не корректно, но и не подлежит измерению.

Меня, безусловно, радует, что авторитетное жюри единогласно решило вручить Гран-при с солидным материальным вознаграждением азербайджанскому ханенде Тайяру Байрамову – студенту 4 курса Национальной консерватории и солисту Азербайджанского государственного театра оперы и балета. Однако все-таки отмечу, что, радуясь участию европейских ученых в фестивале, в симпозиуме, проводившемся в его рамках, их стремлению познать и проникнуть в такой феномен, как мугам, хотелось бы видеть в жюри музыкантов из восточных стран. По мне, они могут тоньше почувствовать и оценить достоинства участвующих в конкурсе исполнителей, отметить тех, кто в наибольшей степени приблизился к совершенству.

- Что для вас, Сиявуш муаллим, мугам – считается, что словами его не охарактеризовать…

- Почему же… Мугам - это… состояние души, это философия.

- А точнее?

- Разве можно словами рассказать, что такое мечта, что такое счастье…

- Но можно сказать, что и мечта, и счастье - это и есть мугам…

- Вполне возможно…

Галина Микеладзе

Поделиться:
5139

Последние новости

Все новости

1news TV