Фикрет Халилов: «В сердечных делах чувства у меня всегда берут верх над разумом» /ФОТО/
Глава сети ресторанов Anadolu утверждает, что он абсолютно счастливый человек, что преуспевать в бизнесе можно, не шагая по трупам, а свою дочку хочет видеть первой ракеткой мира.
Успешных рестораторов, известных в бакинской тусовке и ведущих публичный образ жизни, у нас не так много. Однако Фикрет Халилов, которого все называют Фика Anadolu, вне сомнения, именно такой человек. С него и начнем, тем более что Фика – наш друг, и мы его очень любим – иначе относиться к нему просто невозможно. Парень он открытый, и мы, как и многие другие, о его жизни, об окружении, увлечениях и мечтах довольно много знаем. Но сегодня нам хочется, чтобы он сам рассказал о себе, в том числе и о сокровенном.
– Фика, ты у нас мужчина дорогой – у тебя дорогая машина, дорогой телефон, одеваешься в именные шмотки, всюду тебя окружают красота и шик, но бренд, который ты создал, явно не тянет, как говорит твой закадычный дружок Фаик Агаев, на категорию «А», то есть на «люкс»?
– Всему свое время, дорогой.
– Ты так считаешь? Сегодня у меня такое ощущение, что ты уже много лет топчешься на месте, не расширяешь свой бизнес, не поднимаешься на качественно новый уровень…
- Расширение расширению рознь, иногда можно так расширить свой бизнес, что никто, кроме тебя, об этом не будет знать…
Знаешь, открыв дорогой ресторан или клуб, я окажусь в совсем других, непривычных для себя условиях. Прежде всего, вынужден буду вести неспешный, размеренный образ жизни. Но пока я молод и сил невпроворот, постоянно нахожусь в напряженном рабочем режиме. Придет время, стану старше, благоразумнее, и сама жизнь заставит вести более спокойный, солидный образ жизни - тогда и перейду в другую категорию. Ну а сейчас рано расслабляться.
- А каков в твоем понимании идеальный ресторатор?
- Это человек, который правильно поставил свой бизнес. Я знаю серьезных рестораторов - профессионалов, которые изначально правильно ставят свой бизнес. К примеру, все, кто открыл итальянский ресторан, начинали с сервиса, внимания к ассортименту и качеству пищи, с обстановки, чтобы все соответствовало принятым нормам. Клиент не должен нервничать - в такой ресторан он во второй раз не ступит ногой.
– Фика, с чего все началось у тебя? Наверное, к идее открыть ресторан ты пришел не сразу...
– Совершенно верно. В прошлом трудился в разных сферах – в банковском секторе, в торговле. Покупал и продавал сигареты, алкогольную продукцию, сливочное масло – все, на что был спрос на рынке. Тогда и сделал свое открытие: людям вроде меня необходимо место, где можно не только перекусить, но и посидеть, отдохнуть - не может же вечно занятой человек постоянно ездить домой обедать. Ну а потом… Потом меня постиг, как говорится, финансовый кризис, причем весьма сокрушительный.
Осталось небольшое помещение, по площади равное примерно одной трети того Anadolu, который сейчас на улице Пушкина, и я пошел ва-банк – решил открыть в нем... ресторан. Но какой? Немного поломав голову, пришел к выводу, что моими основными клиентами должны стать иностранцы, которые знают, что такое «бизнес-ланч».
В то время в Баку было очень много турок, а они, как вы знаете, патриоты. Чтобы собрать турецкую клиентуру под одной крышей, решил дать ресторану турецкое название. «Турция»?.. Это было бы слишком, а вот Anadolu в самый раз – нынешнее название тоже один из священных символов всех турок.
– А дальше?
– Турки вряд ли пошли бы в ресторан к азербайджанцу, и я нанял турка. Велел ему говорить всем своим знакомым, что это его заведение, а сам обеспечил тот сервис и то меню, которые нравятся мне. И пошло-поехало.
- Когда ты почувствовал, что имя стало работать на тебя?
- Спустя три года после открытия первого ресторана, в 1998 году расширил бизнес, почувствовав, что Anadolu - это бренд.
– Признайся, по трупам пришлось пройтись?
– Это совсем не обязательно. По трупам идут слабые люди. Нужно уметь переступить через себя, заставить себя больше работать, быть в бизнесе круглые сутки. У меня такой период продолжался довольно долго – около шести лет. Я поставил перед собой одну цель, и достиг ее, потом поставил вторую – одолел и этот барьер. А потом в груди образовалась пустота… И тогда понял: пришло время остановиться, сделать передышку.
– Всю эту тактику и можно назвать секретом успешности Фикрета Халилова?
– Может быть… При любых обстоятельствах прежде всего надо иметь голову на плечах, уметь не сдаваться и не сомневаться, что поднимешься даже после самых сокрушительных ударов. Нельзя допустить даже мысли о том, что дело может не получиться. Но главное при этом не сидеть сложа руки и прикладывать необходимые усилия… даже в наше непростое время. Я три раза в жизни падал, три раза поднимался и снова лишался всего. Бывало, и обманывали, и кидали, но, как видишь….
– Выходит, ты доверчивый человек?
– Доверчивый? Вначале был. Но потом доверчивость стала потихоньку улетучиваться. И чем меньше ее становилось, тем лучше у меня шли дела.
– Ты нередко сам встречаешь клиентов, почтительно провожаешь. Это что, западный стиль?
– Скорее, мое воспитание. Эти рестораны – как мой дом. Те, кто приходит сюда, – мои гости. Не секрет, что гостеприимство приносит пользу бизнесу.
– Фикрет, я заметил, что, разговаривая со своими работниками, ты становишься каким-то другим – иная мимика, другое выражение лица, тон. Это специальная методика общения с подчиненными? Они боятся тебя или уважают?
– Об этом лучше спросить у них, но для меня уважение лучше, чем страх. В последнее время очень редко увольняю работников, а до этого за шесть лет ушли 633 человека. Эти цифры знаю точно не потому, что хотел разобраться в себе или в них, а просто потому, что всегда веду учет. Хороший работник – редкость, потому ценю каждого достойного. Сейчас персоналом доволен. Многие уже ездят на собственных иномарках – думаю, это тоже показатель их и моей успешности.
- А сколько человек работает на твое имя?
- 530 человек.
- Ты человек добрый. Интересно, за что ты можешь уволить человека, не задумываясь?
- За воровство, грубость, за формальное отношение к работе.
- Твоя доброта не мешает работе?
- Мешает иногда… Порой ведь делаю поблажки, прощаю то, чего прощать не следует. Знаю, что человека изменить невозможно, но надеюсь, что сделают выводы из своих ошибок.
– Пожалуй, о твоей работе мы поговорили достаточно, есть и другая сторона жизни. Все знают, что ты умеешь красиво отдыхать…
– Да, мне это необходимо. Тот, кто много и увлеченно работает, кто строит свое благосостояние собственным трудом, должен получать и отдачу от своего труда, в том числе и иметь возможность отдыхать так, как ему нравится. Это тоже стимулирует желание работать, совершенствовать дело.
- А есть блюда, которые ты никогда не закажешь?
- Мух и муравьев не ел, и не собираюсь
- Сам умеешь готовить?
- Нет. Но если окажусь один на необитаемом острове вместе с продуктами питания, смогу приготовить что-нибудь вкусненькое. Было время, жил один и готовил для себя. Кстати, идея открыть ресторан пришла, когда работы стало больше и времени катастрофически не хватало, тем более что с женами и подругами мне не повезло - такую, что умеет вкусно готовить, не встретил.
- Вот подошли и к личной теме…
- Лучше не надо… Хотя… Ну ладно, спрашивай. Ты у нас человек воспитанный.
- Спасибо. Зная тебя много лет, я пришел к выводу, что в сердечных делах ты плохо контролируешь себя… Эмоции и чувства всегда берут у тебя верх над разумом…
- Ты прав. Наверное, вина в моей доброте.
- Но и однолюбом тебя не назовешь…
- Пожалуй…Та химическая реакция, которая называется любовью, у меня повторяется с периодичностью в 8-9 лет. Последний раз это произошло в 1999 году, завершившись браком и рождением маленькой красавицы по имени Эрика. Кстати, после первой реакции тоже появилась на свет девочка Фидан. Ей сейчас одиннадцать лет, и она вторая ракетка страны по большому теннису.
- Сейчас, вроде, ты мужчина свободный. Кто может претендовать на место в твоем сердце?
- Сложный вопрос… Кажется, еще не скоро произойдет новая химическая реакция, нужно время.
- А какие девушки тебе нравятся?
- Мне нравятся высокие блондинки с зелеными или серыми глазами, с идеальной фигурой.
- Вот ты говоришь, что на работе строг и требователен к своим подчиненным, но, как видно, с близкими мягкий и лояльный…
- К дочерям я очень требователен. Старшая у меня станет первой ракеткой мира – ее мама тоже была спортсменкой - гимнасткой. А младшая непременно станет звездой Голливуда.
- Она сама хочет этого?
- Нет, этого хочет папа! (смеется). Эрика очень красивая и умная. Сам подумай, какой ребенок может получиться от Фики и Томы (Тамара Бабаева «Best model of Azerbaijan». – С.З.).
- Как ты их воспитываешь?
- У меня специальные методы. Старшая долгое время была неугомонной хулиганкой, она очень подвижная. В школе ее не могли усадить с кем-то за одной партой. Я понял, что учиться так, как мне этого хотелось, она не учится, несмотря на то, что у нее абсолютный слух. Мне не хотелось, чтобы она пошла здесь, у нас, в шоу-бизнес. Остался только спорт, но нужен такой вид спорта, чтобы приносил прибыль и не испортил ее фигуру. Так мы выбрали большой теннис. Я нанял тренера и сказал: «Позанимайся с ней несколько недель и скажи, можно ли из нее сотворить звезду мирового спорта?». Сегодня она вторая ракетка Азербайджана. В ближайшее время поедет на чемпионат Европы среди юниоров.
А что касается воспитания…
Недавно произошел интересный случай. Сказали, что в столицу приедет Тимати, которого Фидан обожает. Я сказал ей: если получишь четыре пятерки, то не только возьму тебя на концерт, но и сделаю так, что ты исполнишь вместе с ним на сцене свою любимую песню из его репертуара. Она за две недели получила лишь две пятерки, и я не взял ее с собой на концерт. Сказал: «Уговор дороже денег!». Потом поставил Фидан еще одно условие: «Если принесешь мне золотую медаль с чемпионата Европы, то Тимати будет петь у тебя дома и только для тебя». Дети должны знать, что ничего в жизни просто так не дается, что каждый должен быть профессионалом своего дела. Сейчас она тренируется по шесть часов в день.
– Фика, помнится, в свое время ты финансировал гастроли в Баку многих артистов. Что в этой «забаве» тебя привлекало? Это был материальный интерес?
– В те времена материальная сторона не была для меня главной – интерес был чисто духовный. Поэтому я вначале сам организовывал концерты, а потом уже только обеспечивал их организационную поддержку. Я знаю трудности людей, которые устраивают концерты в Баку. Им зачастую нужна помощь, и я старался их поддержать. Порой лично не участвовал в организации, но помогал.
Первой приехавшей по моему приглашению в Азербайджан группой стала «Imagination». Это было в далеком 1996-м. Тогда нам не удалось организовать первый концерт в намеченный срок, потому что пошел снег, самолет с артистами не смог приземлиться в нашем аэропорту и возвратился в Стамбул. Концерт состоялся позже – 17 декабря - весьма знаменательно, между прочим, поскольку это день моего рождения и день открытия моего первого ресторана, который начал работать в 1995 году. Эта дата для меня очень много значит. Потом последовали приглашения других групп и артистов – «Гости из будущего», «Джуманджи», «Отпетые мошенники», Валерий Леонтьев, Борис Моисеев, Владимир Винокур, Земфира.
–Замечу, что среди твоих друзей много местных «звезд» шоу-бизнеса…
– Верно. Я дружу с Адалятом Шукюровым, Фаиком Агаевым, Тунзалей, Аббасом Багировым. Дружба – вещь очень обязывающая. Знакомых среди звезд очень много, но дружу только с ними.
– Ты требовательный друг?
– Очень. Должны совпадать уровень мышления, стиль поведения в жизни. А вот материальный достаток, богатство для меня в отношениях между людьми никакого значения не имеют. В жизни мне больше нравятся люди, которые всего добились своим трудом, своим умом.
- Фика, почему тебя все так любят? По крайней мере, я не встречал человека, кто бы о тебе плохо отзывался…
- Видимо, я правильный человек, поскольку в первую очередь уважаю себя. И за это я благодарен своим родителям – они дали мне правильное воспитание. Может, дело и в том, что я удовлетворен жизнью, которую создал сам… Ведь я – абсолютно счастливый человек.
Сеймур Закаряев