Афганистан как общая российско-американская проблема
На фоне общемирового экономического кризиса, роста политического веса некоторых государств, в первую очередь Китая и Индии, углубления противоречий между мусульманским миром в целом и Западом, ситуация в мире стремительно меняется. В этих условиях крайне неразумно, а иногда просто невозможно, строить собственную безопасность только на учете национальных интересов.
Особенно ярко это проявляется в Афганистане, который для России, США и их союзников реально становится общей болевой точкой. Именно эта тема будет одной из главных для обсуждения на предстоящей через неделю встрече президентов России и США.
К сожалению, российские эксперты не всегда отдают себе отчет в том, что здесь не может быть игры с нулевой суммой, а преждевременный вывод из Афганистана войск США, действующих как в составе Международных сил по содействию безопасности (ISAF) под командованием НАТО, так и самостоятельно, в рамках антитеррористической операции «Несокрушимая свобода», создаст реальную угрозу российским национальным интересам в стратегически важном регионе Центральной Азии. По сути, Афганистан является единственным местом, где интересы России и США не только не сталкиваются, но и в значительной степени совпадают. Именно поэтому он может и должен стать естественной площадкой для формирования реальных партнерских отношений между нашими странами. Американцы находятся в Афганистане уже семь лет, но за это время им так и не удалось переломить ситуацию в сфере безопасности.
Хуже того, как справедливо отмечает известный российский эксперт Виктор Коргун, «война против террористов и исламских экстремистов в Афганистане становится хроническим явлением. Она сопровождается растущим наркотрафиком, тотальной коррупцией, слабостью центральной власти, экономической стагнацией, массовой безработицей, нерешенностью проблемы беженцев, снижением жизненного уровня населения».
Осознавая вышеизложенное, новая американская администрация объявила о приоритетности решения афганской проблемы. Для этого планируется установить взаимоотношения с умеренной частью исламской оппозиции и усилить экономическую помощь при одновременном увеличении численности американских войск, с нынешних 36 до примерно 60 тыс. военнослужащих. Последнее для органов местной власти является жизненно необходимым, так как по состоянию на декабрь 2008 г. военное присутствие талибов наблюдалось на 72% территории страны.
Планирующееся увеличение численности американских войск неизбежно приведет к росту перевозок в Афганистан как военных, так и невоенных грузов. Но здесь есть существенная проблема, которая обусловлена активизацией пакистанской ветви движения Талибан. США и их союзники ежемесячно теряют на территории Пакистана до 200 грузовиков. А ведь по этому маршруту, который проходит через крайне неспокойную Северо-западную приграничную провинцию, транспортируется более 75% военных грузов для коалиционных сил в Афганистане. Оставшийся поток грузов, в основном, перевозится авиацией, в том числе через территорию Центральной Азии.
США уже имеют договоренности о транзите невоенных грузов с РФ, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а с марта 2009 г. для транспортировки таких грузов в Афганистан по железной дороге используется северный маршрут, проходящий через территорию Латвии, России, Казахстана и Узбекистана.
Таким образом, Москва реально помогает Вашингтону в решении афганской проблемы, но могла бы сделать и значительно большее, разрешив, например, транзит через собственную территорию американских грузов военного назначения. Неуступчивость в этом вопросе не очень понятна, так как некоторые члены НАТО (Германия, Испания и, возможно, Франция) уже получили от Москвы разрешение на транспортировку военных грузов.
В качестве второго этапа реализации российско-американского партнерства по Афганистану можно было бы поставить вопрос о существенном расширении грузопотока по северному маршруту. Решение этой задачи невозможно без заблаговременной подготовки соответствующей инфраструктуры Казахстана и Узбекистана ввиду ее серьезной отсталости. В этих странах железнодорожные пути далеко не всегда являются двухколейными, а станционное хозяйство, в условиях значительного сокращения после распада Советского Союза грузооборота и последовавших экономических проблем, достаточно изношено. Следовательно, соответствующие финансовые средства нужно инвестировать уже сейчас. В противном случае, даже достигнув политического согласия, мы не сможем резко увеличить грузопоток в Афганистан уже по техническим причинам.
Конечно, транспортировка американских грузов в этом направлении возможна и через территорию Грузии. Но в этом случае на побережье Каспийского моря нужно создавать (модернизировать) транспортные терминалы и осуществлять дополнительно двойную перегрузку. Далее все будет зависеть от выбранного маршрута транспортировки, но все равно, по-видимому, придется использовать достаточно изношенные железные дороги. В будущем, после создания железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, скорость транспортировки американских грузов на кавказском участке может быть существенно повышена. Но и в этом случае останется проблема пересечения Каспийского моря и дальнейшей транспортировки до территории Афганистана. Следовательно, кавказский маршрут транспортировки американских грузов и в будущем будет носить только вспомогательный характер.
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, связанная с закрытием авиационной базы «Манас» в Кыргызстане. Через эту базу идет значительный поток, в первую очередь американских, грузов, а также осуществляется дозаправка самолетов, обеспечивающих коалиционные силы в Афганистане. До последнего времени киргизское руководство настаивало на закрытии этой базы до 18 августа 2009 г. Но одновременно с этим, по-видимому, при неформальном российской участии, шли активные переговоры о продолжении использования «Манас» как американской базы тылового обеспечения. В итоге, 22 июня было объявлено о создании на ее месте «Центра транзитных перевозок» при сохранении всей транспортной инфраструктуры, некотором понижении статуса обслуживающего персонала и повышении арендной платы. Самое главное - транспортный узел для снабжения войск в Афганистане был сохранен, что создало достаточно благоприятный фон для обсуждения афганской проблемы в рамках предстоящей встречи президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Москве.
Таким образом, во взаимоотношениях России и США на афганском направлении открывается новое «окно возможностей», не воспользоваться которым просто нельзя. Каждая сторона понимает, что окончательное решение этой проблемы самостоятельно, по-видимому, невозможно. А исходящая отсюда угроза в виде радикального ислама и наркотрафика настолько реальна, что, несмотря на обилие скептиков с обеих сторон, мы имеем реальный шанс к формированию здесь пусть регионального, но единого пространства безопасности.
Владимир Евсеев, к. т. н., старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора