The New York Times: «Для США и их союзников пришло время отказаться от цели заставить Иран полностью прекратить обогащение урана»
![The New York Times: «Для США и их союзников пришло время отказаться от цели заставить Иран полностью прекратить обогащение урана»](/images/articles/2009/09/18/thumb_20090918081523471.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
«Пятистраничная платформа, предложенная Ираном для переговоров с крупнейшими державами - озаглавленная «Сотрудничество для мира, справедливости и прогресса» - уже подверглась насмешкам и была названа уклончивым вздором, но на самом деле это поучительный документ, намекающий на то, что переговоры могут оказаться не такими уж и безнадежными».
Об этом пишет сегодня газета The New York Times.
Издание отмечает, что конечно, в документе не упоминается ядерная программа Ирана, этакий слон в комнате, которого все видят, но молчат, но зато там говорится о «продвижении универсальности» соглашения о нераспространении ядерного оружия, которое Иран подписал, а вооруженный ядерными ракетами Израиль - нет.
«Эти предложения являются полезным путеводителем по психологии и заботам Исламской республики, которые находят отклик и в других странах. Когда Иран призывает к «принципу многосторонних отношений» и «прогрессу, свободному от двойных стандартов, для всех стран», это отражает мышление в Москве и Пекине, что является причиной, по которой американцы никогда не смогут уговорить Россию и Китай присоединиться к каким-либо осмысленным санкциям против Ирана»,- подчеркивает газета.
The New York Times пишет, что президент Обама был прав, приняв эту платформу как «главное блюдо» переговоров, которые начнутся 1 октября. «Президент прав по многим причинам. Длящийся уже 30 лет американо-иранский психоз, это опасный и нелогичный пережиток. Когда после июньских выборов Обама собрал своих советников по Ирану, их было так мало, что президент спросил: «Это все, что у нас есть?». Невежество приводит к предательскому непониманию»,- подчеркивает газета.
Автор статьи Роджер Коэн отмечает, что американский президент прав, потому что лишь творческая дипломатия может предотвратить надвигающееся иранское обогащение урана (8000 неэффективных центрифуг, и их количество растет). «Потому что более тесные отношения с Западом представляют собой наилучшую долгосрочную надежду на реформы в Иране, потому что Иран ведет переговоры с позиции сравнительной слабости, ставшей результатом послевыборной разобщенности; и потому что США заинтересованы в том, чтобы предотвратить израильскую атаку на мусульманскую Персию»,- отмечает Коэн.
The New York Times отмечает, что в иранском пакете предложений много пустословий, на которые обратил бы внимание Оруэлл, но так уж все устроено в Иране. «Стоит вспомнить, что ядерная программа Ирана началась в 1980-х годах, когда Иран подвергался химическим атакам Ирака, чей арсенал в основном состоял из европейских и американских поставок. Эта правда неприятна, но это не делает ее менее правдивой»,- подчеркивает издание.
Автор отмечает, что переговоры жизненно важны, потому что другой жизнеспособной альтернативы просто нет. «Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху недавно заявил, что пришло время установить жесткие санкции против Ирана. Но Иран привык к санкциям, ведь он живет с ними уже многие годы, и он знает, что годы культивирования связей с Россией и Китаем, во время которых он и словом не обмолвился по поводу страдания чеченских или уйгурских мусульман, принесут свой результат. По сути, Иран является союзником России»,- отмечает The New York Times.
Роджер Коэн отмечает, что не видет никакой сделки, которая не приведет к согласию разрешить Ирану проводить контролируемое обогащение на своей территории в обмен на интенсивные проверки со стороны МАГАТЭ и круглосуточное присутствие инспекторов этой организации в стране. «Для Соединенных Штатов и их союзников пришло время отказаться от цели заставить Иран полностью прекратить обогащение урана - потому что эта цель нереалистична - и сосредоточить свои усилия на том, как избежать разработки вооружений, ограничить обогащение и ясно показать Ирану, что цена за нарушение любого соглашения будет очень высокой»,- резюмирует газета The New York Times.
Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле