Экс-министр Израиля Эфраим Снэ: «Почему мир молчит об экологическом геноциде в результате оккупации азербайджанских земель Арменией?»
Интервью 1news.az с бывшим министром здравоохранения, бывшим министром транспорта, заместителем министра обороны Израиля и председателем Центра стратегического диалога при Университете Нетанья, генералом Эфраимом Снэ
- Господин Снэ, как вы оцениваете нынешний уровень взаимоотношений между Азербайджаном и Израилем?
- Первый государственный визит президента Израиля в Азербайджан в конце июня этого года имел стратегическое значение для обоих государств. Я был первым израильским министром, посетившим Азербайджан после обретения независимости. Мной были заложены фундаментальные основы отношений партнерства и доверия между Израилем и Азербайджаном. Еще в далеком 1993 году, будучи в Азербайджане, я видел огромные и широкие перспективы нашего стратегического партнерства.
Сегодня Азербайджан - образец прогресса, инноваций и современности тюркского и мусульманского мира. Реальность сегодня такова, что самой важной, сильной страной региона Южного Кавказа является Азербайджан, который проводит достаточно независимую и мудрую политику в регионе Южного Кавказа.
Страна, руководимая президентом Ильхамом Алиевым, - лидер геополитических и геоэкономических проектов в регионе.
Я вспоминаю 1993 год. В период тяжелого экономического и военного положения в Азербайджане я был первым израильским государственным деятелем, который встретился с тогдашним президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. И сегодня я очень симпатизирую независимой политике президента Азербайджана Ильхама Алиева, при котором Азербайджан стал реальным геополитическим игроком с собственными, все более мощными интересами, с многообразием партнеров. Сегодня ситуация такова, что Азербайджан превращается в регионального лидера.
- Господин Снэ, что вы можете сказать о нынешней ситуации вокруг армяно-азербайджанского урегулирования?
- К сожалению, в современной реальности международных отношений мы являемся свидетелями двойных стандартов. Вы знаете, что во имя мира с Египтом Израиль покинул Синайский полуостров, покинул сектор Газы во имя надежды на мир с палестинцами. Израиль на последних мирных переговорах с палестинцами во имя мира готов был вернуть 93-96% оккупированных территорий. В сирийско-израильских переговорах Дамаск и международные посредники потребовали, чтобы Израиль покинул полностью Голанские высоты.
В этой ситуации у меня возникает вопрос: почему же уважаемые члены Совета Безопасности ООН и мировое сообщество не требуют от Армении, члена ООН, покинуть и вернуть 20% азербайджанских территорий? Почему мир не требует от Армении прекратить агрессию против Азербайджана, в результате которой каждый седьмой житель Азербайджана стал беженцем на собственной земле? Почему от Израиля требуют уступок, а от Армении никто этого и не требует? Почему мировое сообщество так безразлично к извечной ране Азербайджана, почему никто не требует от Армении сделать шаги и вывести свои вооруженные силы с оккупированных азербайджанских территорий ради мира? К сожалению, мы наблюдаем двойной стандарт в международных отношениях. Сегодня мир чувствителен и сопереживает проблеме окружающей среды. Но почему мир безмолвствует и молчит о том ужасном и невосполнимом экологическом ущербе, может и геноциде в результате оккупации азербайджанских территорий армянскими вооруженными формированиями?
- Что вы думаете о последних напряженных отношениях между Турцией и Израилем?
- Мне очень неприятно наблюдать процесс ухудшения отношений между нашими странами. Турция занимает особое стратегическое положение в мире, являясь подлинным мостом между Востоком и Западом. Это факт, что Турция - первая мусульманская страна, признавшая Государство Израиль. Я надеюсь, что Турция и Израиль сохранят особые стратегические узы военного и экономического сотрудничества. Я верю, что Турция не отвернется от своих естественных стратегических союзников в регионе, таких как Израиль и Азербайджан.
- Как вы оцениваете ситуацию вокруг иранской ядерной программы?
- Обладание ядерной бомбой или даже способность создания Ираном таковой воспринимаются Израилем как фундаментальная угроза его существованию. В данной ситуации, когда страны Запада стремятся к заключению соглашения, хотел бы отметить, что Иран до сих пор продолжает играть в дипломатические игры.
Арье Гут