Анар Мамедханов: «Кто кому должен?» | 1news.az | Новости
Интервью

Анар Мамедханов: «Кто кому должен?»

13:00 - 28 / 11 / 2009
Анар Мамедханов: «Кто кому должен?»
Интервью 1news.az c депутатом Милли Меджлиса Анаром Мамедхановым.
 
Обозначив тему нашей беседы как разговор о знаниях, мы с депутатом Милли меджлиса Азербайджана Анаром Мамедхановым, конечно же, говорили о многом. Но более всего о дискомфорте, порождаемом упадком  интереса к чтению, к размышлениям, к эрудированности, за которыми, уверена,  утрата ответственности  и чувства собственного достоинства. И, естественно, вопрос о том, кто в этом виноват и что надо делать сегодня для преодоления этого явно кризисного явления  – немалый повод, чтобы возвращаться к этой проблеме еще и еще раз…
 
Имея в виду депутатский статус собеседника, я говорю с ним о ценности знаний не с точки зрения обиходных и обывательских категорий, а все-таки в ключе общественно-политических ориентиров. С этого ракурса, думаю, виднее и причины падения нравов, и резкие  изменения взглядов на моральные ценности…
 
- Анар! Жизнь многообразна, и даже если населяющие нашу планету люди, по-разному «устраиваются» в ней, каждому из нас нужен ориентир, путеводная звезда, стремясь к которой, становишься лучше и можешь достичь достойной целиЧто может служить всем нам  гарантом успеха?
 
- Я уже говорил о том, что достойной, комфортной и оправданной  жизнь делают только  труд, усилия каждого, знания и заработанный самостоятельно успешный результат. Без иждивенческих упреков в адрес властных структур, без ожидания манны небесной и наскоков на кого-то. А гарантом – уверен - служит опыт предшествовавших поколений, за много веков написавших все о нас с вами…
 
- И нам не зачем вновь изобретать велосипед, достаточно читать уже написанное … Но ведь есть и отрицательный опыт…
 
- На то человеку и дан разум, чтобы  и отрицательный опыт использовать во благо, осмысливая его. Обогащенные нашими открытиями постулаты  становятся новыми знаниями, которые служат и нам, и последующим поколениям.
 
-  Согласны, что основы знаний и интерес  к ним закладываются в школьные годы…
 
- В школьные годы – да. Но не только в школе.
 
- И в семье?
 
- Мало ли где…
 
- Но более всего учит все-таки школа, воспитывает коллектив…
 
- Воспитывает… и калечит одновременно.
 
- Да ладно… Имеете в виду двойные стандарты, двойную мораль, захлестывавшие общество и в годы вашего взросления… Вы еще школьником ощутили на себе всю их «могучую силу»?
 
- Ощутил. И сполна. Я даже порвал характеристику, которую администрация школы торжественно вручила  мне вместе с Аттестатом зрелости на выпускном вечере.
 
- Интересно! А что в ней было написано?
 
- Дело не в том, что там было написано. Уверенные, что честны перед обществом,  составившие этот с позволения сказать документ  педагоги исходили не из объективных реалий, действительно характеризовавших личность выпускника. Редко кто из них, поставленных в положение судей, обладает суммой качеств, позволяющих быть объективным и независимым в своих суждениях, разглядеть в каждом учащемся индивидуальность. Не обязательно выдающуюся.
 
Прилежный, исполнительный, «стандартный» - вот критерии суждений  о   ребенке, хотя совсем не обязательно, что он именно такой  станет личностью.
 
-  Таков был социальный заказ тоталитарного государства, которому легче управлять «законопослушными» гражданами…
 
- О «законопослушании» мы поговорим чуть позже, а пока хочу подчеркнуть, что по установившимся в наших школах «принципам», зубрила, ябедник,  выскочка, чьи родители подчас проявляют повышенную благодарность к педагогу, нередко  возводятся в ранг не просто отличника, но и образца для подражания.
 
Искренний, свободный в суждениях ребенок на их фоне  зачастую становится мишенью для насмешек. Зачастую вынужденный выслушивать оскорбляющие достоинство эпитеты  ребенок утрачивает интерес к школе вообще и навсегда уносит  из детства во взрослую жизнь ярлык непутевого, ни на что не годного неудачника.
 
- Мне нечем возразить на эти выводы,  хотя по сей день слышу залихватские разговоры о том, будто советская система образования была лучшей в мире и т.д.
 
- Я с легкостью опровергну это утверждение, пригласив ответить на вопрос:   на что она нас ориентировала?
 
- На успех любой ценой.
 
- Вот! На успех… чисто внешний!  Потому что так называемая эрудиция, романтика  – не подготовка человека  к жизни, не  гарантия будущей состоятельности. Чего стоит один только такой предмет, как история, учившая черт знает, чему.
 
- Соглашусь, если скажете, что фарисейству и манипуляции общественным сознанием – сейчас это очевидно. Но программы по физике, математике, химии по сей день неистово осваивают с репетиторами лишь те, кто хочет поступить в технические вузы, а остальные игнорируют - говорят, мол, «не даются», да и в жизни не пригодятся…
 
- Вы за прагматизм? За то, что приносит конкретную, ощутимую пользу?...
 
- Да, вроде бы нет…
 
- Боитесь признать, что школа делала многие поколения чистоплюями, мало приспособленными к реалиям жизни?
 
- По привычке боюсь признаться в этом, но признаю! Нас приучили, что говорить о личной пользе, о деньгах, о том, как их заработать и тратить, - неприлично… Даже о том, пригодятся ли в жизни те или иные учебные предметы, как та же математика, стыдно и глупо.
 
- То, что математика, физика, химия, биология необходимы всем, доказано, и обсуждению не подлежит.  А сомнения, на мой взгляд, посеяны очень плохими методиками  их преподавания.
 
- ???
 
- Все сегодня знают, что кибернетику осваивает каждый ребенок чуть ли не с пеленок. А почему? Да потому, что  создатели компьютеров проявляют чудеса изобретательности, делая свои аппараты доступными  для всех пользователей  без исключения.
 
-  Не только методики, но и учебники очень далеки от совершенства, хотя львиную долю успеха в образовании должны обеспечивать  именно они…
 
- О, настоящий учебник – вещь дорогая! Знаете, полноценный учебник создается лишь усилиями  тысяч специалистов мирового уровня. Тут глупо избегать  кооперации, заимствования, переводов, сотрудничества с авторитетами,  а  тем более останавливаться перед искусственно создаваемыми  языковыми барьерами, в частности, перед материалами  на очень доступном для нашего общества русском языке.
 
- Правомерно ли мнение, что  гуманитарные предметы считаются  у нас наиболее доступными и потому популярны у поступающих на соответствующие факультеты  вузов?
 
- Именно считаются… вопреки фактам. То-то же у нас и преподавателей, знающих толк в языке и литературе, в том числе современной, и журналистов – наблюдательных, логически мыслящих, грамотно излагающих мысли, - извините, «пруд пруди»…
 
- Мы приближаемся к вопросу, почему  не популярно чтение?
 
- Приблизишься тут! Понимаете, художественная литература, прежде всего, должна  служить воспитанию нравственного человека. Зазубриванием  перечисляющих характерные черты  Базарова (Рудина, Печорина, Онегина и Татьяны)» параграфов, не прочитав само произведение, такой  высокой  цели не достигнешь… Пока не влюбишься в Наташу Ростову или Андрея Болконского, не обольешься слезами над вымыслом поэта, к миру чувств и счастью обретения знаний не приблизишься.
 
- И уж тем более с помощью тестовых заданий?…
 
- А что тесты? Тесты –  весьма апробированный способ быстрой, единовременной  проверки, не более. А вот организовав массовые  «занятия» к заучиванию готовых ответов, репетиторы занялись  профанацией вселенского масштаба.
 
- Однако, зная все эти выверты и уловки приспособленцев, школа не пытается искать противоядие. Способен ли закон изменить ситуацию?
 
- Закон об образовании? Разве может он вместить все аспекты этой животрепещущей темы? У закона иная функция.
 
- Допустим, это сложная категория, и не станем здесь в ней разбираться. Но функции школы обязан-то усвоить каждый в нее входящий! В чем они?
 
- Научить учиться!
 
- Только и всего?
 
- Этого мало? Показав многообразие жизни, развив интерес к знаниям, научив поиску необходимой информацию, школа должна сохранить у ребенка широко открытые на мир глаза и вызвать желание как можно больше знать. Естественно,  с помощью известных методик и личного опыта каждого учителя, которому доверено от имени общества право растить достойных граждан.
 
- Всегда считалось, что общение с литературными шедеврами, с лирикой гениев развивает воображение, оттачивает вкус, учит умению любить природу, сострадать человеку,  ради чего не без успеха призывали нас много читать. Но тогда было в моде слово «должен». Сегодня любой ребенок может сказать «мне это не интересно», и  взрослые вынуждены уступать подобному аргументу, воспринимая  его как должное. Почему сегодня  с него не спрашивают?
 
- По-моему, во многом потому, что и ныне, как десятилетия назад, программа предлагает восхищаться (или возмущаться) героями  XIX и XX веков, не балуя юных гражданрассказами  о судьбах и поступках по-настоящему близких нам героев, соотечественников. В поле зрения нынешних поколений нет ярких романов, повестей, рассказов, стихов, очерков  о достойных  наших современниках, о том, что волнует и возвышает нас сегодняшних.
 
- Но в этом школу-то не упрекнешь…
 
- Естественно! Да что там  романы  или  повести, когда на фоне сотен  наспех написанных и старающихся обогнать друг друга шлягеров и хитов  даже не на стихи, а на примитивные «тексты» у нас не создано ни одной прославившейся песни на патриотическую тему, не создан ни один фильм о воинских подвигах соотечественников. Герои есть, и весьма достойные, но нашей молодежи писатели, режиссеры, с активной помощью телевидения предлагают модные детективы, боевики, фильмы ужасов, которые  ничего, кроме вреда, принести не могут и, к тому же,  отнимают время у дел,  полезных для ума и сердца.
 
- Анар!  Хорошо, что помянув недобрым словом уважаемых представителей творческих профессий, мы не  свели разговор к недостаткам школы,  не свалив на нее  все беды «текущего момента», а?
 
- А мы и  не пытались сваливать. Просто на школьные годы  попадает время взросления детей, их первые контакты с внешним миром, формирующим гражданина.
 
- И надо так много успеть…
 
- Конечно!
 
- Прежде школа устраивала коллективные хождения в театры, на абонементные концерты в филармонию, сейчас, говорят, Министерство образования не разрешает проводить эти акции, а на родителей надежды плохи. Значит, школьники вырастут вне влияния такого мощного пласта культуры, как искусство – как вы к этому относитесь?
 
- Мои дети ходят в театр, а что касается коллективных акций… Надо подумать…
 
-Что бы еще хотели сказать на эту тему?
 
- Многое… Скажем, меня очень волнует, как у нас относятся к воинской службе. В Турции воин - самый уважаемый гражданин. В Израиле уважающая себя семья не выдаст дочь замуж за парня, который не служил, а у нас кичатся тем, что удалось  «отмазаться» от армии с помощью недостойных способов. Это ведь тоже из мировоззренческих качеств гражданина,  лишь по идее заинтересованного в силе и престиже своей родины – согласны?
 
- Еще бы! Вообще как-то не понимаю тех, кто хвастается благами, полученными без личных усилий, бахвалится внешними атрибутами успеха, довольствуясь примитивными свидетельствами успешности.
 
- Это в крови некоторых товарищей…
 
- Неужто? Хотя… Подчас, одни только журналисты чего стоят! С апломбом являются на солидные мероприятия, чтобы записать на диктофон пару-другую изречений какой-нибудь персоны, не разбираясь, чему посвящено это мероприятие, грамотно ли  смогут изложить свой комментарий. Меня это очень удручает…
 
- Разве только вас? И разве только это?
 
-  Помню, победителей сразу же ставших чертовски популярными игр «Что? Где? Когда?», - детища Общества книголюбов – поначалу награждали изысканными изданиями,  не то, что сейчас, когда одаривают деньгами, сертификатами, карточками…
 
- Когда в продаже появились странные книжки «100 полководцев…», «100 любовников…», «100 пикантных историй…» со специально собранными отрывками из интереснейших книг, я возмутился. Это же пособия для лентяев! Зачем общаться один на один с достойными литературными героями, испытывать ошеломляющее воздействие философских рассуждений гениальных авторов, с их изречениями, поразившими и как личные открытия, если можно получить готовые «выжимки»!
 
- По-моему,  это стало  проявлением появившейся потребности  легко и скоро получать результат.
 
- Да уж! Сегодня с этим сталкиваешься на каждом шагу. Количество в ущерб качеству…
 
- Надеюсь, вы этим вирусом не заразились…
 
- Надеюсь, нет. Готовясь к осуществлению большого проекта, которым собираюсь  скоро заняться в свободное от работы в качестве депутата время, уже на первых подступах прочитал около 60 трактатов из  специальной литературы. Уверен, в любом деле надо рассчитывать на себя, на свои знания.  Только они – гарант успеха и успешности. В этом мире никто никому ничего не должен…
 
- Совершенно согласна! Успехов вам и спасибо за беседу!
 
Напомним, что ранее мы опубликовали первую часть данного интервью.
 
Галина Микеладзе
Поделиться:
5109

Последние новости

Все новости

1news TV