Али Гасанов: «В ряде стран Запада к различным событиям, к различным группам применяются двойные стандарты»
Интервью 1news.az с заведующим Общественно-политическим отделом Администрации президента Али Гасановым
- На последнем заседании парламента ряд депутатов в очередной раз поставил вопрос о принятии закона о статусе экс-президентов. Возможно ли принятие такого закона в ближайшем будущем? Каковы причины задержки его принятия?
- Я не могу конкретно говорить об этом, ибо данный вопрос относится к компетенции парламента, а мы, будучи исполнительной структурой, не вправе комментировать вопросы, поднимаемые в парламенте. Если депутаты считают, что настало время принять закон о статусе экс-президентов, они вольны обсудить и проанализировать проект закона и принять соответствующее решение.
- Часть депутатов и политических деятелей выступает за распространение данного статуса на всех бывших президентов республики, а другие, главным образом проправительственные парламентарии, - только на некоторых из них. К примеру, депутат от Партии отечества Захид Орудж выступил против присвоения этого статуса экс-президенту Аязу Муталибову.
- Мнение любого депутата подобает уважать. С другой стороны, каждый выносимый на рассмотрение законопроект должен анализироваться. Необходимо всесторонне изучить факторы, обусловившие выполнение или невыполнение своих обязанностей лицами, находившимися во главе государства. Выводы не должны привязываться к конкретным личностям. Должны быть определенные нормы, критерии, на основе которых будет выноситься оценка.
- Недавний референдум в Швейцарии, в результате которого введен запрет на строительство минаретов, вызвал широкий резонанс в мусульманском мире, и не только в нем. О чем свидетельствует этот факт, и следует ли ожидать ответных шагов со стороны мусульманского Востока?
- Такого рода события вызывают неоднозначную реакцию. Лично я прихожу к выводу, что искренней, подлинной демократии в мире не существует. Если в стране, которая считается одной из колыбелей демократии, допускается неприкрытая дискриминация по религиозному признаку, и при этом ссылаются на волю народа, то это дает основание для неутешительных заключений. Права человека, демократические ценности, взаимоотношения между конфессиями, между национальностями регулируются некими стандартами. Возникает логический вопрос: почему в Азербайджане должны строиться храмы самых различных религий, причем без ограничений, а в Швейцарии этого не должно быть? Это дает основание для неутешительного вывода о том, что в ряде стран Запада к различным событиям, к различным группам применяются двойные стандарты, нет подлинного равноправия. Те самые демократические принципы, которые Запад долгие годы нам старается навязать, нарушаются. Другой вывод состоит в том, что на Западе обеспокоены динамичным развитием мусульманского мира.
- Получается, что это беспокойство оборачивается несправедливыми шагами в отношении собственных граждан мусульманского вероисповедания?
- Совершенно верно. И такая политика способна бумерангом ударить по самим же западным странам. Людей нельзя разделять по признаку исповедания той или иной религии – это оскорбительно. Можно и нужно разделять на тех, кто уважает закон, и тех, кто закон не уважает. Вполне естественно, что истинная интеллигенция во всем мире однозначно осуждает такого рода шаги.
- Возможны ли межрелигозные конфликты на этой почве?
- Я не думаю, что мусульманская община в Швейцарии способна принудить свое правительство к тому или иному шагу. Но если вовремя реакция не последует, то по прошествии определенного времени люди, подвергшиеся заведомой несправедливости, могут стать опасными. Возможно, мусульмане и не пойдут на заведомо противозаконные действия, но так или иначе они будут бороться за свои права. Лично я могу давать оценку данному вопросу лишь с общей гуманитарной точки зрения.
Кямиль Хамзаоглу
2930