Кино с Исмаилом Сафарали: Niyyet (Намерение) - ФОТО
Режиссер - Самир Керимоглу, в ролях - Фуад Ахундов, Ровшан Маммедли Азербайджан 2009
Достаточно сложно писать отзыв о новом азербайджанском кино - особенно потому, что сравнивать в принципе не с чем. Радует, однако, что многолетний застой в нашем кинематографе в 2009 году прервался появлением на свет нескольких интересных работ, одной из которых является картина «Намерение» молодого режиссера Самира Керимоглу, до этого отметившегося малобюджетным триллером «Мост Сират». Сразу скажу, что критический для каждого режиссера «тест второго фильма» Самир сдал успешно, в чем немалая заслуга как самого режиссера, предложившего несколько интересных и неожиданных режиссерских решений, так и автора сценария Явера Рзаева, умело прописавшего эту «драму на двоих».
В основе фильма лежит история двух антагонистов - повесы и афериста Джахангира или просто Джаника (Фуад Ахундов) и робкого, серого продавца игрушек Арифа (Ровшан Маммедли). Череда случайных событий сводит двух мужчин на заброшенном чердаке дома в центре Баку и перед зрителем разыгрывается драма двух потерянных душ. Джахангир обеспокоен исключительно собственным благополучием и ради этого не брезгует «грязными деньгами». Ариф же, напротив, покорно принимает свое жалкое существование, откладывая по копейке на поездку в Мекку и твердо веря, что всевышний не останется равнодушным к его молитвам. Когда у привыкшего к роскоши и разгулу Джахангира дела начинают идти из рук вон плохо, да еще камнем на шее висит карточный долг, на помощь приходит Ариф и показывает своему случайному товарищу, что всегда есть надежда, цель, ради которой стоит жить.
Переломный момент картины наступает в отлично разыгранной сцене на загородном кладбище, где Джахангир тщетно ищет могилу отца и в слезах приходит к выводу о необходимости поиска новых ориентиров в жизни. Немногословный Ариф знает ответы на вопросы и готов поделиться ими.
Трогательная и драматичная развязка фильма на борту самолета над Меккой расставляет все точки в сложных взаимоотношениях героев.
Щепетильность задачи Керимоглу - в раскрытии сложного философского вопроса: «Является ли религия спасением и можно ли начать заново, обретя веру?»
Порадовало, что режиссер не подталкивает, не подводит зрителя к решению, не говорит, что это хорошо, а вот это вот - плохо. Вместо этого Керимоглу ненавязчиво предлагает нам самим решить, заслуживают ли Джахангир и Ариф постигшей их участи? Есть ли путь спасения для заблудшей души? Универсален ли он? Решать нам.
К еще одной заслуге режиссера отнесу отлично подобранный актерский состав. Дебютант Фуад Ахундов и театральный актер Ровшан Маммедли составили гармоничную экранную пару. С первых же минут фильма становится очевидно, как актеры идеально соответствуют своим образам.
Как-то в беседе со мной Самир отметил, что, случайно увидев фотографию Ахундова, сразу же решил предложить ему главную роль. Мне кажется, режиссер не прогадал. Фуад на экране смотрится очень органично и уверенно. А трансформации Маммедли в побитого жизнью, смертельно больного Арифа можно только поаплодировать.
К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя. В частности, звук к фильму мог бы быть записан получше. Особенно, в начальных эпизодах возникает резкий контраст картинки и звука и кажется, что наложенный саунд не соответствует динамике кадра. Игра некоторых актеров второго плана могла бы быть поубедительнее, а образ подруги Джаника для меня остался нераскрытым.
Впрочем, это, скорее, режиссерский промах. Субъективно добавлю, что фильм только выиграл бы от присутствия нескольких дополнительных, связующих эпизодов, которые помогли бы получше разобраться в характере главных героев драмы. Создалось впечатление, что за 90 минут, что длится фильм, остались нераскрытыми несколько интересных аспектов взаимоотношений Джахангира и Арифа, особенно в первой части картины, когда герои сталкиваются против своей воли.
В общем, «Niyyet», безусловно, удался. Фильм смотрится целостно и сопереживание героям растет по мере того, как они приближаются к своей конечной цели - поездке на святую землю в Мекку.
Керимоглу мастерски сбалансировал между национальным элементом и попыткой создать фильм, который был бы понятен зарубежному зрителю. Первая возможность для бакинского зрителя посмотреть картину появится в феврале 2010 года на гранд-премьере, после чего фильм будет участвовать в отборе на нескольких фестивалях категории А, включая Берлинале и Канны.
От всей души желаю команде фильма «Niyyet» успеха и уверен, что главные достижения азербайджанского кинематографа еще впереди!
Смотрите хорошее кино.
Исмаил Сафарали
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото
14132