Вольхарт Винсенц: «Нет никаких препятствий для членства Грузии и Азербайджана в НАТО»
Эксклюзивное интервью 1news.az с экспертом германского Института Восточно-Европейских исследований Вольхартом Винсенцом
- Возможна ли полная интеграция республик Южного Кавказа в Евросоюз в обозримом будущем? Каковы перспективы их скорого членства в ЕС?
- Все три республики Южного Кавказа являются частью Европейской политики соседства (ENP), и соответственно имеют определенные льготы в отношениях с Евросоюзом. План действий определяет специфические для каждой из стран приоритеты, которые должны быть развиты в соответствии ЕС. Вместе с тем ENP не рассматривается как первый шаг к вступлению в Европейский союз. Скорее ЕС предлагает все за исключением участия в управляющих советах организации, то есть речь не идет о формальном вступлении.
У этих трех стран есть различные политические и материальные предварительные условия в развитии таких взаимных привилегированных отношений с ЕС.
Вместе с тем во всех странах есть достаточно места для того, чтобы развить более близкие экономические связи с ЕС. В особенности интересной представляется либерализация условий безвизовых путешествий. Резюмируя, хочу отметить, что более тесные связи между Южно-Кавказскими странами и Европой будут развиваться, но на различной скорости в различных странах.
- Кстати, одна из этих стран - Грузия – вышла из СНГ. Считаете ли вы, что Европейский рынок даст Грузии не меньше возможностей, чем предоставляло Содружество?
- Грузия однозначно определилось с ориентацией на Запад. Это уже можно наблюдать на примере направления внешней торговли Грузии. Как и в других восточно-европейских странах здесь произошла значительная переориентация торговли от советского блока в направлении Запада. В настоящее время более 30 процентов торговли Грузия совершает с Евросоюзом, тогда как эта торговая доля с СНГ, которая в прошлом была доминирующей, составляла всего 25 процентов. Содружество в сравнении с европейским и американским рынками не может предоставить те же возможности в силу технологий и/или рынка сбыта. Допуск на рынок Евросоюза, в частности, для таких сельскохозяйственных товаров, как вино, орехи и т.д., будет стимулировать грузинский экспорт.
- Руководство Евросоюза постоянно заявляет о своем интересе к энергоресурсам Азербайджана. Не является ли это основанием для активного вовлечения ЕС в урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта с тем, чтобы обеспечить безопасный экспорт каспийских энергоресурсов в Европу?
- Совершенно очевидно, что всегда есть взаимосвязь между энергетикой и другими политическими проблемами. С другой стороны, Нагорно-Карабахский конфликт не будет частью такой сделки только из-за нефти, но предполагает оценку международного права и основные ценности демократических обществ, так же как осторожную формулировку компромисса между противниками. Простая сделка между энергетикой и политической поддержкой кажется маловероятной.
- Считаете ли вы реальным расширение НАТО на Южный Кавказ? Могут ли Грузия и Азербайджан стать членами НАТО, несмотря на существование на территории этих республик нерешенных конфликтов?
- Вступление в НАТО было предложено странам, и нет никаких основных препятствий для Грузии и Азербайджана присоединиться к альянсу. Вместе с тем это более широкое политическое решение, которое должно принять во внимание законные интересы России. Многое будет зависеть от предложений по безопасности от России, которые должны стать дополнением недавней инициативы Медведева. Кроме того, должно быть одобрение НАТО населением данных стран.
Махир Мамедов
3937