Что нужно Западу от Афганистана? - АНАЛИТИКА
Недавно в Лондоне завершила свою работу международная конференция по Афганистану. Мировое сообщество попыталось найти рецепты и помочь президенту Карзаю в обеспечении мира, безопасности и экономического развития страны.
Участникам конференции важно было убедиться, что афганские вооруженные силы все-таки в состоянии взять контроль над своей собственной страной – и они сделают это «как можно скорее», а не «потом». В итоговом коммюнике конференции отмечается, что афганское правительство и еще 70 стран - участниц конференции «договорились разработать» план постепенной передачи контроля над всеми афганскими провинциями к концу 2010 - началу 2011 года.
Между тем за день до конференции на беспрецедентный шаг пошла ООН. Организация простила пятерым бывшим руководителям Афганистана их талибское прошлое, сняв санкции и разморозив их банковские активы. И хоть все пятеро талибов официально были признаны «бывшими», такой шаг явно был призван продемонстрировать влиятельным действующим талибам: прощение возможно.
Сообщалось также, что ранее в январе верховный представитель ООН в Афганистане встречался с представителями «Талибана» в Дубаи. Ранги и имена представителей, а также содержание переговоров до сих пор остаются в тайне. Тем не менее, талибы за лондонской конференцией наблюдали внимательно: по крайней мере, за это время сколь бы то ни было больших терактов в Афганистане не произошло.
Что же лежит в основе обновленного подхода Запада к Афганистану?
Планируется, что к 2013 году афганские силы безопасности будут контролировать «большую часть операций», а к 2015-му возьмут на себя ответственность за «всю физическую безопасность». При этом общая численность афганской армии и полиции к этому времени должна достигнуть 300 тысяч человек. Однако это - лишь констатация фактов, о которых стороны уже договорились ранее. О том, где набрать столько солдат и полицейских, каким образом столь внушительный контингент планируется подготовить и кто будет спонсором обучения, – в документе не говорится.
Организаторы конференции явно преследовали и другую цель. Им хотелось привести к общему знаменателю звучавшие в последнее время от разных участников коалиции заявления о том, что талибам, которые решат вернуться к «нормальной жизни», необходимо выделить на это деньги. Этому в итоговом документе встречи посвящен специальный абзац, в котором участники конференции приветствуют взятые на себя международным сообществом обязательства по созданию Целевого фонда мира и реинтеграции. Из этого фонда, как ожидается, будет финансироваться предложенная Хамидом Карзаем программа по возвращению боевиков в общество.
Еще задолго до лондонской конференции афганский президент заявил, что представит план урегулирования ситуации в Афганистане, согласно которому отказавшимся от насилия талибам правительство предложит денежную компенсацию и рабочие места. Правда, при этом Карзай не уточнил, где будут взяты необходимые средства, сообщив лишь, что надеется на помощь мирового сообщества.
Оно откликнулось, и в первую очередь в лице Германии. Страна, которая накануне пошла на увеличение своего воинского контингента в Афганистане до 5 тысяч человек, уже заявила, что выделяет 50 миллионов евро на реализацию плана Карзая. Этот широкий жест составил почти половину от 140 миллионов долларов - общей суммы дотаций, обещанных 70 странами - участницами лондонской конференции.
Факты говорят о том, что главным бичом страны сегодня является безработица -от 50 до 80 процентов в зависимости от провинции, и как ее следствие - тотальная нищета. Именно в атмосфере общей безысходности, как полагают аналитики, командиры «Талибана» так легко вербуют в свои ряды молодых людей на зарплату в 300 долларов в месяц.
Согласно обнародованному недавно докладу ООН, второй по важности серьезной бедой жители Афганистана считают обеспечение собственной безопасности. Одной из лидирующих в списке угроз, по мнению афганцев, является коррупция. В стране, где объем «рынка» взяток оценивается в 23 процента ВВП, выделенная международным сообществом помощь может просто «раствориться».
Поможет ли в таких условиях 140-миллионная разовая компенсация отбить молодых боевиков у «Талибана», получающего немалые прибыли от наркобизнеса?
Бизнеса, который, помимо всего прочего, помогает им решать и еще одну важную «идеологическую» задачу - умерщвляет тысячи неверных в странах, куда поставляется опиумный продукт.
Но даже если деньги западных спонсоров дойдут до адресатов и небольшая компенсация заставит молодых людей без образования сложить оружие, им еще нужно будет предоставить рабочие места и предложить жизненную перспективу. Ситуация осложняется тем, что ни того, ни другого афганцы не видели десятилетиями.
Инициативы США и Великобритании на этом фоне понятны. В стране, где абсолютное большинство населения живет в сельской местности, они предлагают сосредоточиться на развитии сельского хозяйства. Впрочем, оно уже и так достаточно «развито»: многие сельчане давно и профессионально выращивают опиумный мак. Смогут ли США и Великобритания предложить им взамен культуры, которые принесут большую прибыль – вот в чем вопрос.
Другое приоритетное направление западной стратегии - подготовка кадров для участия во всех сферах жизни страны. Понятно, что разрушенная при режиме талибов примитивная система афганского образования не позволяет готовить специалистов своими силами, и в этом им тоже требуется международная помощь. Однако дальше обещаний «прислать экспертов для обучения населения» дело пока не идет. При этом не совсем понятно, где западные страны возьмут такое количество преподавателей и кто из них вообще захочет поехать в Афганистан.
Находясь в Лондоне, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что принятый новый план по Афганистану точно сработает, потому как «враг почувствовал, что течение поворачивается против него». Однако в «Талибане», который в 2001 году был оттеснен в несколько южных регионов страны, а сейчас, по данным разведки, имеет свои представительства в 33 из 34 провинций Афганистана, считают иначе.
Что касается ведущих американских военных, то такие как командующий силами ISAF в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, уже высказались не только за широкую амнистию талибов, но и за их включение в политическую жизнь страны.
Известно, что переговоры с лидером талибов муллой Омаром активно лоббирует Хамид Карзай. Чуть более сдержанную позицию занимает ООН. Между тем, обида США на «Талибан» за невыдачу Осамы бен Ладена в 2001 году, которая и привела к бесконечной афганской кампании, пока не позволяет получить санкцию на переговоры с Омаром от инициатора вторжения в Афганистан.
В этой ситуации Азербайджан, оставаясь верным своим международным обязательствам, продолжит военное участие в миротворческой операции в Афганистане до тех пор, пока в этой стране не воцарится стабильность, безопасность и развитие. Такова официальная позиция Баку, озвученная на конференции главой внешнеполитического ведомства республики Э. Мамедьяровым.
Между тем выборы в парламент Афганистана уже перенесены с мая на сентябрь. И перспектива участия в них политического крыла «Талибана», действительно имеющего внушительную поддержку у афганского населения, уже не представляется столь фантастической.
Фикрет Садыхов