Афганистан: между миром и войной - АНАЛИТИКА
15 февраля не громко и не торжественно, почти незаметно прошла очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана в 1989-м. Ни советских войск, ни самого Советского Союза уже нет, а Афганистан вот уже который год все еще находится между войной и миром.
История современного Афганистана - особый и уникальный случай определенного сочетания целого ряда факторов из практики и современных международных отношений, социально-экономических отношений и военного искусства.
Гуманитарные или международные интервенции международных коалиционных сил под эгидой ООН или без санкций ООН имели место и раньше. Но то, что мы имеем в Афганистане сейчас, определяет эту ситуацию как не имеющую аналогов в прошлом.
Отсюда можно сделать вывод о невозможности полного или прямого использования ранее апробированных методов решения или их «копирования» для разрешения политической, военной или любой иной ситуации «в» и «вокруг» Афганистана. Афганистан имеет очень сильно отличающиеся от других, особенные и лишь ему свойственные социально-экономическую, национально-религиозную и военную характеристики.
Азербайджан, будучи верным своим основополагающим принципам внешней политики активного участника международного сотрудничества, с самого начала афганских событий был в рядах международной коалиции. Участие в международной «Афганской» коалиции - верный показатель реального, а не декларируемого принятия Азербайджаном принципов, норм и правил современного международного права и отношений. Будучи активным участником международных отношений, Азербайджан вправе рассчитывать на адекватное отношение к нему со стороны международного сообщества в решении его собственных проблем.
Возвращаясь к Афганистану, говоря о его военной характеристике, стоит выделить особенности национальной военной культуры, военные традиции и навыки местного населения, а также особенности ведения военных действий в «афганских» условиях.
Более 30 лет, за непродолжительным исключением, афганцы живут в условиях гражданской войны и иностранной легальной интервенции.
Значительная часть мужского населения умеет только воевать. Руководство вооруженных антиправительственных формирований в сегодняшнем Афганистане - это в значительной массе руководители и старейшины племен и населенных пунктов, которые прежде всего подчиняются сами себе.
Руководимые ими формирования: военные, полувоенные, диверсионно-террористические очень часто не являются постоянными элементами строгой военной структуры. Вчера такое подразделение было за Талибан, сегодня оно нейтрально, а завтра может быть за Кабульское правительство, или наоборот. Очень часто вооруженные формирования племен выступают не столько за Талибан, сколько против Кабульского правительства и иностранного военного присутствия.
Классическое использование военной силы в 2001-м было успешным и эффективным. Государство талибов было уничтожено. Но политическое движение Талибан уцелело. Ликвидация политического движения Талибан чисто военными методами оказалась невозможной. Военная машина стран коалиции - это сила, предназначенная для решения военных задач.
Военная машина не могла, не может и не должна решать задачи непосредственно политического, экономического, идеологического характера.
Коалиция союзников одержала военную победу, выиграв чисто «военную» войну. Но, к большому сожалению, коалиция союзников не выиграла мир.
Мир или более точно мирное устройство афганской жизни должно было бы выиграть Кабульское правительство при участии сил коалиции. Но, увы, этого не произошло.
Антикабульское (антиправительственное) движение, в первую очередь, конечно же, Талибан и Аль Каэда, стали все больше и больше набирать силу. Сегодня явно очевидно, что ликвидация экстремистского военно-политического движения Талибан и Аль-Каеда в Афганистане возможна только при совместном использовании всех инструментов внешней политики стран коалиции и в Афганистане, и в Пакистане.
Необходимые на сегодня военные действия изменили свою необходимую форму, содержание и задачи. Сегодня это локальные или точечные боевые операции, подготовка афганской армии, совместные с ней боевые операции. В такой военной ситуации первостепенная роль отводится подразделениям специального назначения, военной разведки и ЦРУ, если говорить о США. Военные части и подразделения сил коалиции и афганской армии должны обеспечить военную и антитеррористическую безопасность. Вторая часть задачи обеспечивается вместе с правоохранительными органами и подразделениями.
Достижение стратегической цели: «Установление мирного, демократического, стабильного Афганистана» - это цель большой международной коалиции, возглавляемой США и союзниками по НАТО. Достижение этой задачи пробуксовывало еще вчера, что показывало необходимость пересмотра и более эффективного использования всех методов реализации внешней политики, а не только военно-силового. Правильное соотношение использования военной силы, дипломатии, разведки и ее спецопераций, и активное использование экономических инструментов наряду с масштабным ведением социальной работы способно дать положительный результат.
Главную задачу международного сообщества можно определить сегодня как создание жизнеспособного государства Афганистан с работающей структурой власти и хозяйством. Необходимо создание структуры власти-государства которое сможет само себя защищать и кормить.
В этом направлении главнейшая задача - это формирование и поддержка части населения, преданной и надежной, желающей и способной защищать страну и работать под руководством законного правительства.
Опыт Ирака показывает, что выиграть войну без этого просто невозможно. В стране, которая более 30 лет жила в основном за счет иностранной помощи, войн, производства и торговли наркотиков, надо восстанавливать экономику. Усугубление и накопление афганских вопросов к началу прошлого года, с одной стороны, и приход к власти администрации Барака Обамы обозначили необходимость полной ревизии афганской политики США. Анализ был проведен и выводы сделаны.
Ключевая речь президента США Барака Обамы 1 декабря в Вест-Пойнте обозначила главные направления новой афганской программы.
Количественное увеличение военного контингента лишь часть нового масштабного плана сегодняшней Афганской политики США и союзников.
Поддержка и развитие экономической и политической платформы общества и государства Афганистан - первейшая задача. Впервые принята комплексная программа, в которой обозначены все задействованные в Афганистане американские министерства и ведомства.
Значительное усиление экономической и социальной помощи направлено именно на достижение победы в мирном строительстве.
Значительное увеличение контингента гражданских специалистов уже сегодня явная тому примета.
Программа способна достигнуть цели при условии широкого вовлечения в ее реализацию прежде всего самих афганцев. Последние новости обнадеживают.
Будем надеяться, что на этот раз победа будет достигнута как в военном, так и в мирном сражении.
Кемал Бабаджан, кандидат политических наук
Нью-Йорк, США
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора