Асим Моллазаде: «Посредническая миссия не должна быть в чьей-то монополии»
Интервью 1news.az с председателем Партии демократических реформ, депутатом Асимом Моллазаде
- Недавно состоялась первая поездка в регион нового действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, который побывал и в Азербайджане. Может ли эта поездка стать толчком для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?
- Казахстан, являющийся ныне председателем ОБСЕ, имеет обширную информацию о регионе в целом и об армяно-азербайджанском конфликте в частности. Казахстан имеет достаточно возможностей для того, чтобы распространить правду об этих событиях в других странах – членах ОБСЕ, и мы возлагаем на это немалые надежды. С другой стороны, как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ Россия взяла на себя большую ответственность в урегулировании этого конфликта. В прошлом году миротворческий процесс заметно оживился, для подписания московской декларации были организованы несколько встреч между президентами. Так что любая неудача в этом процессе может ударить по престижу России.
- Можно ли говорить о прогрессе на переговорном процессе?
- Можно говорить о некоторых подвижках, но для достижения реального прогресса очень важен как раз ближайший этап. Мы хотим, чтобы международные организации более серьезно относились к собственным основополагающим документам и придерживались верховенства права, дали понять агрессору о недопустимости подобного поведения. Существо этого конфликта должно быть отражено в документах международных организаций. Если это сделано Советом Европы, то может быть сделано и ОБСЕ. Мы очень хотели бы также, чтобы Европейский союз и Европейский парламент были более активны по этому конфликту, принимали адекватные ситуации документы. Все это стимулировало бы процесс урегулирования.
- Может ли на нынешнем этапе тандем Казахстан-Россия вынудить агрессора – Армению к справедливому мирному соглашению?
- Ну, о каком-либо тандеме здесь говорить трудно. Казахстан, будучи председателем влиятельной международной организации, имеет возможность несколько оживить ее работу. Минская же группа – главный орган, осуществляющий посредничество в конфликте, а это значит, что наибольшая ответственность ложится США, Россию и Францию, от которых мы и ждем конкретных, эффективных шагов. В то же время мы против того, чтобы посредническая миссия находилась в чьей-то монополии, - все стороны должны внести в это дел посильный вклад. В то же время, безусловно, наибольшая ответственность ложится на государства, имеющие в регионе свои интересы. Казахстан заинтересован в стабильности в нашем регионе, участвует в ряде важнейших проектов наряду с Азербайджаном. Хотя в последнее время заметно возросла и активность России в отношении данной проблемы, ее стремление к сотрудничеству с Азербайджаном. Конечно, здесь есть также интересы Франции и США, и это обстоятельство должно привести к конкретным результатам.
- Почему же этого нет? Неужели США, Россия, Франция не могут призвать к порядку Армению?
- Главным фактором здесь является многолетняя лживая пропаганда, проводимая армянскими организациями в этих странах. В США существует разветвленное армянское лобби, которое сегодня представлено в Конгрессе 147 голосами, что намного больше, чем симпатизирующих Турции или Азербайджану. Поэтому необходимо как можно скорее установить некий баланс в высшем законодательном органе США. Еще более критическая для нас ситуация во Франции, где армянской общине удается воздействовать на печать в выгодном для себя русле. Большим влиянием пользуется армянская община в России. Азербайджан же только налаживает работу в этом направлении.
- Каков ваш прогноз на ближайший период? Есть ли вероятность значительного прогресса в области урегулирования армяно-азербайджанского конфликта к концу этого – началу будущего года?
- Существуют ожидания, что работа по подписанию некоего рамочного соглашения может завершиться уже в этом году. Немаловажным аргументом в переговорном процессе является усиление оборонной мощи Азербайджана, его оборонной промышленности. Мы за мирное урегулирование конфликта, но исходим из того, что именно мы должны иметь сильнейшую в регионе армию, чтобы легче было добиться прогресса на переговорах.
- Предстоят очередные парламентские выборы. Как вы оцениваете предвыборную обстановку в стране? Возможны ли на выборах какие-то неожиданные события?
- Мы не ожидаем никаких неожиданных или чрезвычайных событий в период парламентских выборов. Мы считаем, что необходимо работать с избирателями, и наша партия в этом плане готовится к выборам серьезно. Во время недавних муниципальных выборов мы проделали целенаправленную работу по усилению нашего влияния в регионах, организовывали регулярные встречи с избирателями, информируя их о нашей программе и платформе. Мы исходим из того, что парламентские выборы – важнейшая задача для любой партии, и прилагаем усилия для расширения нашего электората, наших сторонников среди населения. Мы исходим из того, что наш электорат определяет будущее страны, - это предприниматели и интеллектуалы, от которых зависит благосостояние нации.
- Как обычно, в преддверии выборов в среде оппозиции, особенно ее радикального крыла наблюдаются распри и взаимные обвинения.
- Мы стараемся быть вдали от этого. Наша цель – привнести в Азербайджан новую политическую культуру, позитивное политическое мышление. Нам чужда привычка видеть в политических конкурентах врагов.
- Существует точка зрения, что предстоящие выборы – последний шанс для оппозиции, которой в случае неудачи останется только сойти с политической сцены.
- Я так не считаю. Вообще не хочу комментировать политику других партий. Мы считаем, что в Азербайджане есть потребность в лояльной оппозиции – как это можно видеть, скажем, в США. Понятие лояльности здесь обозначает лояльность к государству и общенациональным интересам. При таком положении любая смена власти не ослабляет государство, не отдаляет страну от определенной системы общественно-политического консенсуса. Нам в Азербайджане еще многое предстоит сделать в плане развития политической культуры, а заодно и формирования общей структуры государства. В частности, речь идет о принципах формирования партий, которые по идее должны выражать интересы тех или иных слоев общества. Но мы молодое государство, имеющее большой потенциал демократического развития, и я думаю, что к этому мы придем.
- Как ваша партия намерена участвовать в предстоящих выборах – самостоятельно, или в составе блока?
- Мы не думаем о присоединении к каким-то блокам. Но у нас есть определенные контакты с некоторыми партиями, и мы не исключаем сотрудничества с теми из них, чьи позиции совпадают с нашими.
Кямиль Хамзаоглу
3167