В Русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Братья Карамазовы» - ФОТО
БАКУ, 2 апр - 1NEWS.AZ
С огромным успехом прошла премьера поставленного заслуженным деятелем искусств Азербайджана режиссером Ираной Тагизаде спектакля «Братья Карамазовы» по инсценировке одноименного романа Федора Михайловича Достоевского.
Успех «обеспечило» все - от драматургии великого автора, талантливого режиссерского и актерского прочтения материала до космически мудрой сценографии Татьяны Мельниковой, проникновенного, возвышающего до глубоких обобщений музыкального аккомпанемента Владимира Неверова и высоко художественного светового сопровождения Рафаэля Гасанова.
При том, что Достоевский не нуждается в защите, а оба представления завершились шквалом аплодисментов, можно было и не вспоминать утверждения обывателей, будто на спектакли люди ходят посмеяться, а столь тяжелый роман нам ни к чему, однако более всего хочется подчеркнуть благодарность публики именно за доверие, за мудрый, доверительный разговор театра с ней.
Явно своевременным и правомочным восприняли зрители приглашение заострить внимание на тяжелых последствиях разрастающейся вседозволенности и безнаказанности, о которых как раз неистово и рассказывает новый спектакль – тут даже из деликатности никто не промолчит о вреде установок на развлекаловку, тем более театр, умеющий ставить классику и с пиететом относиться к публике.
С благоговением приступая к «Братьям Карамазовым», здесь начали с того, что на красочно оформляемых теперь программках напечатали в качестве эпиграфа цитату из Ф.М.Достоевского:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» - пусть это прочтет каждый. Логично, что и спектакль режиссер начинает коротким прологом на тему библейской притчи «Человек родился», с первых аккордов вводя зрителей в обобщенный мир проблем и образов, практически предвосхищающих ответ на вопрос, о чем «Братья Карамазовы» и о чем спектакль…
Вопреки опасениям далеких от театра любителей легкого жанра, выносимая на сцену инсценировка П. Хомского по роману Достоевского – это не многостраничные, практически философские трактаты о сути бытия, великолепно написанные на материале, глубоко знакомом гениальному на все времена писателю, чтение которых не по силам иным верхоглядам. Это адаптированные к конкретному случаю абсолютно житейские истории с полнокровными участниками-персонажами, к страстям которых никогда не остаются равнодушными зрители. Даже тогда, когда на примерах людских судеб автор, а вслед за ним и театр, говорят с обществом о глобальных проблемах, горячо желая избавить человека от скверны и указать ему достойный путь.
Не желая оскорблять читателей пересказом хрестоматийного сюжета, напомним очень коротко, что в романе переплелись судьбы и интересы братьев Карамазовых, один из которых, Дмитрий, обвиненный по ложному доносу в убийстве отца и сосланный на каторгу, завязан клубок не только отношений каждого друг к другу. Здесь ведется постоянная полемика о мировоззренческих ценностях – о Боге и безверии, которое оборачивается вседозволенностью, о долге, чести и, конечно о любви, чаще всего оказывающейся многострадальной, обремененной внешними условностями или характерами, в обрисовке которых Достоевский почти всегда близок к эпатажу.
В коротком, буквально на ходу интервью режиссер Ирана Тагизаде обозначила круг проблем, которые считает самыми важными для осмысления выбранного сегодня ею для постановки по заказу Министерства культуры и туризма Азербайджана произведения и, как теперь уже видно, о многом сказала всем нам собственным прочтением гениального автора.
И на вопрос, для чего «Братья Карамазовы» нужны сегодня сказала, что поняла, как многое можно коротко, но метко средствами театра рассказать людям о самом главном, что должно волновать их. Тем более, что сцена буквально дышит эмоциями и обладает огромными возможностями для разговора с большой аудиторией. Главное сделать все зрелищно, ярко, не равнодушно. И они сделали это – каждый в меру своего таланта, в рамках богатого на эмоциональные приемы театрального действа доведя до присутствовавших боль авторов за человека, вызвав у одних желание оглянуться на себя, унять свои страсти, чтобы не направлять агрессию на ближнего, другим сказав, что не может даже самый-самый хороший человек справиться с тем, что есть прерогатива господа Бога.
В рамках лексики своего времени программа «Братьев Карамазовых» у Достоевского – торжественное опровержение анархизма и нигилизма, а по мне – гневное осуждение вседозволенности, беспредела, которыми переполнено все вокруг нас. Что может быть более современно, злободневно в период, когда жестокость разъедает нынешних людей, как ложно понятая демократия оборачивается вседозволенностью и беспределом, как в погоне за низменными, сиюминутными «ценностями» обесценивается человеческая жизнь.
Колоритно рассказав о таких вещах более 150 лет назад, не скрывая желания сказать о пороках общества погорячей и даже тенденциозно, Достоевский в данном случае своей мощной энергетикой подвигает на самоотдачу преданных театру лицедеев…
Изобилующий неординарными мизансценами трехчасовой спектакль, в котором задействовано более 30 актеров, «Братья Карамазовы» - это
захватывающий сюжет, детективные коллизии, всплески огорчений, серьезные чувства и кипение страстей, и всего того, что волею режиссера-постановщика органично сошлось в новой постановке РДТ. А еще это - редкое обаяние давно уже ставших профессионалами и зрительскими кумирами актеров, пожалуй, более всего обеспечивающих симпатии и абсолютное внимание к происходящему на сцене.
Да, о них приходится говорить коротко - рамки публикации не позволяют сделать доскональный разбор столь интересных, неоднозначных характеров, но я не сожалею об этом – столь талантливые обращения к уму и сердцу достойны того, чтобы увидеть их собственными глазами. Тем более, когда каждый участник по ведению постановщика лично воссоздает атмосферу времени и какой-то внутренний надлом в людях, сложно передаваемый эмоциями без пафоса и картинности.
Это яркая и искренняя исполнительница неординарной роли Катерины Аян Миркасимова, на редкость органичный колоритный Мабут Магеррамов в роли Федора Карамазова, автор наполненных сложнейшей энергетикой монологов и сцен Сафа Мирзагасанов в роли Ивана, восхитительный, испепеляемый страстями своего героя Дмитрия Фирдоуси Атакишиев, пластичный и загадочный Теймур Рагимов в роли Смердякова, тонкий и трогательный Олег Амирбеков, которому досталась непростая, надрывная роль Алеши, да и все участники действа, которые – уверена - еще много-много раз услышат и в свой адрес шквал аплодисментов и крики «браво» восторгающихся их работами в этом спектакле зрителей, о которых ярко и достойно словами рассказать невозможно.
Особо хочу выделить неизменно вызывающую своим участием огромное восхищение Зинаиду Сибилеву, шарм которой способен создавать атмосферу значимости происходящего на сцене и воспроизводить дух того, прежнего, вековой давности классического театра, который в данном случае необходим, пожалуй, более всего.
И еще. Не могу хоть коротко не сказать об одном из открытий режиссера – ее точном попадании при выборе актрисы на роль Грушеньки – выпускницы Университета культуры и искусств Инне Имрановой, талант, школа и органичность которой в сложнейшей роли мирового репертуара придали спектаклю ту меру колорита, которым априори должны были сверкать «Братья Карамазовы». Спасибо!
Галина МИКЕЛАДЗЕ