Мусеиб Амиров: «Иногда талант может стать ловушкой, поскольку он дает человеку неплохое оправдание, чтобы не работать» - ФОТО | 1news.az | Новости
Бизнес

Мусеиб Амиров: «Иногда талант может стать ловушкой, поскольку он дает человеку неплохое оправдание, чтобы не работать» - ФОТО

11:18 - 08 / 04 / 2010
Мусеиб Амиров: «Иногда талант может стать ловушкой, поскольку он дает человеку неплохое оправдание, чтобы не работать» - ФОТО

Интервью 1news.az с заслуженным художником Азербайджана Мусеибом Амировым

Мусеиб Амиров – замечательный  художник и потрясающе интересный собеседник. Он может часами говорить о живописи, семье и о своих верных друзьях. Считает себя счастливым человеком, которому удача улыбается по жизни. Несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, он никогда не переставал творить и верить в то, что когда-нибудь настанет и его день.

Сегодня Мусеиб Амиров считается одним из наиболее ярких и талантливых представителей современного азербайджанского искусства, которого мы не могли не пригласить в нашу рубрику "Формула успеха".

- В этой мастерской вы работаете Мусеиб муаллим?

- Да, да именно здесь я провожу все свои дни и вечера (широко улыбнувшись, он пригласил меня на чашечку зеленного чая…)

«Эта мастерская досталась мне в наследство от моего отца – художника Арифа Амирова. После его кончины я стал проводить здесь больше времени. В то время, шел  83-ий год, я еще не знал, что мое страстное желание превратится в профессию, без которой я не смогу представить свою жизнь. В 93-ем году, я понял, что живопись это мое предназначение.

Все это время я воспитывался на работах отца, Ашрафа Мурадова, Расима Бабаева, Тофика Джавадова и многих других.  

- Значит, живописью вы увлекаетесь с детства? Пошли по стопам отца?

- (улыбается) Помню, когда я был маленьким не отходил от отца ни на шаг.

Поступил в художественное училище имени А. Азимзаде. После учился в Институте искусств и живописи. Серьезно стал писать в возрасте 27 лет. Сейчас мне 47.

- Всегда мечтали стать художником?

- Когда мне было лет 10-12, я хотел стать военным и даже прошел конкурс в военное училище. Мне очень нравилась форма курсантов цвета морской волны с красными лампасами. Но меня переубедили, да и потом я и сам не особо горел желанием. Просто военная форма сильно нравилась (смеется).

- Когда вы впервые продали свою картину?

- Впервые одну из моих работ приобрела женщина. Это было в 97-ом году.

Позже, в 2001 году стал сотрудничать с галерей «Гыз Галасы». Ездил с выставками в Италию, Францию, Германию. В Баку впервые персональная выставка прошла в 1999 году, в Берлине в 2007 году. В настоящее время мои работы выставлены в Музее современного искусства и во многих странах мира.

- Интересно, а как рождаются образы для будущих картин?

- Это настолько подсознательный процесс, что об этом мне лично трудно говорить.  Сложно проследить за тем, как возникают образы и как они ложатся на холст.

Бывает, неделями ничего не можешь написать, а бывает, ты придешь без настроения в мастерскую, думая о том, что ничего не напишешь, и вдруг начинаешь творить.

Очень часто начинаешь работу и не знаешь, чем она закончится. А иногда ставишь задачу сделать что-то. У меня есть одна работа «Ноша», которую я создавал из образов, увиденных в сельской местности, которые легли в основу картины.

- Сколько времени уходит на создание одной работы?

- На этот вопрос обычно отвечают так: картины пишутся годами (смеется).

У меня есть такие работы, которые я писал полтора года, есть и такие, которые создавались за считанные дни. Все зависит от состояния, в котором ты пребываешь в момент создания той или иной картины. 

Если ты написал какую-то картину, то для того, чтобы начать работу над другой ты должен созреть. Работа забирает у тебя много время и на восстановление может уйти несколько месяцев. Ты можешь в этот промежуток времени ничего не делать, но мысли все равно работают.

- Ждете вдохновения?

- Если сидеть и ждать, когда придет это самое вдохновение, то можно вообще ничего не написать. Порой приходится заставлять себя что-то сделать, авось что-то и получиться. А иногда вдохновение наступает каким-то извержением и ты пишешь как ненормальный. Обычно этот холст бывает лучшим. Мы – художники, пишем чувствами.

- Сколько часов в день проводите в мастерской?

- Я всю жизнь провел здесь (смеется).

Целыми днями здесь бываю. Могу месяцами никуда не выходить, а когда куда-то выбираюсь, то сильно удивляюсь тому, как быстро меняется мир вокруг меня. Даже страшно становится от того, что я сижу здесь, а жизнь проходит мимо. 

- Довольны жизнью?

- Несмотря на все те трудности, которые мне пришлось пережить, я доволен своей жизнью. Если бы у меня была вторая жизнь и меня спросили, кем бы я хотел стать, то я не задумываясь, ответил бы - художником. Лучшей жизни я не представляю. Это моя жизнь и другой я не хочу.

- Вы один из тех художников, которые начали писать в нелегкое для страны время, но, тем не менее, остались верны своему делу, пережив все трудности. Не возникало  желание все бросить и «уйти»?

- В 90-ые годы было конечно сложно. Первую свою работу я продал спустя 10-14 лет работы с того момента как я начал серьезно писать. А все это время было конечно очень сложно. Мне предлагали все бросить и заняться более выгодным делом, но я не мог бросить живопись. Меня поддерживали близкие, друзья.

Очень много знакомых, которые не выдержали и уехали из Баку или занялись бизнесом. А я ничего не видел кроме холста. Это как болезнь, от которой ты не можешь излечиться. Я думаю, что если бы меня тогда заставили поменять род деятельности, то, наверное, сейчас я бы не жил…

- О чем мечтаете?

- У меня всю жизнь была только одна мечта – иметь просторную мастерскую, где я смог бы писать большие холсты. И вот недавно моя мечта исполнилась.

В этой мастерской я работаю 25 лет. И вот, наконец, судьба мне улыбнулась. А ведь за несколько дней до того, как ко мне поступило это предложение, я сидел здесь и думал, что никогда отсюда не выберусь. Благодарен всем друзьям за оказанную мне помощь.

- Расскажите немного о семье?

- У меня замечательная семья. С супругой Наргиз ханум мы встречались с 16-ти лет. Учились в художественном училище.

Я уже в то время много времени проводил в этой мастерской, а она часто  жаловалась на то, что я уделяю ей мало внимания. Она спрашивала меня, что я люблю больше живопись или ее. На что я отвечал - обеих. Она конечно обижалась.

Прожить жизнь с художником очень сложно, тем более с таким как я (смеется). Я ей очень благодарен за все, что она сделала для меня, как поддерживала в то нелегкое  время.  

Я мог месяцами не бывать дома, ночевать здесь и не был в состоянии чем-то помочь семье. Были такие моменты, когда я мог потерять свою семью. Помогали родители.

Помню, ее отец мне как-то сказал, чтобы я не переставал писать, а тарелку борща он всегда для нас найдет. Мне кажется, что в этой жизни я выиграл в лотерею.

- А как сейчас обстоят дела?

- По старому (смеется). Я по прежнему много времени провожу здесь. Бывали такие времена, когда я не мог оторваться от холста и забывал обо всем на свете, а меня ждали дома на день рождения или мы с супругой собирались вместе в гости, а я опаздывал. Но я не могу уйти, когда я знаю, что работа кипит. Если я не сделаю что-то в тот момент, то завтра этого состояния уже не будет. Но если я знаю, что все закончил, то отдыхаю по полной.

- Дети пошли по вашим стопам?

- У меня сын Ариф и дочь Айсель. Сын серьезно увлечен живописью, а дочь  фотографией. Они нашли себя. Я рад за них.

Когда сын был маленьким он всегда ходил за мной, хотел рисовать. Когда он вырос и уже серьезно захотел заняться живописью, я его сразу предупредил, что это не легкий путь и он очень тернист, но запрещать не стал. Я всегда хотел, чтобы мой сын работал в какой-то компании, имел постоянный доход. Мне не хотелось для него той жизни, которая была у меня. Но не вышло. Он настоял на своем, заявив мне, что хочет рисовать, как я когда-то сказал своему отцу.  Тогда мой отец сказал, что если я хочу стать настоящим художником, то не должен иметь семью. Сейчас я понимаю, что он имел виду то, что жена могла меня переубедить и подавить во мне, то к чему я стремился.

А Айсель у нас дизайнер. Она и фотографирует, и рисует иногда. С ней я сам занимаюсь.

- Мусеиб муаллим, как вы считаете, необходимо ли профессиональное образование для того, чтобы добиться больших успехов в какой-либо области?

- Я не считаю, что диплом института абсолютно необходим, чтобы достичь действительно больших результатов.

Институт научил меня правильно распределять свое время, работать эффективно, а также дал мне желание стать лучше, чем я был вчера. В институте студенты всегда невольно сравнивают себя с сокурсниками. Сравнение ведет к соревнованию, а соревнование порождает совершенство. Очень мало людей может соревноваться с самим собой и самостоятельно мотивировать свой рост. Учиться в любом случае нужно, но важно практиковаться и работать над собой.

- В чем заключается ваша Формула успеха?

- Наверное, в упорстве. Я ужасно упрям, большой альтруист. Много работаю над собой. И самое главное я занимаюсь любимым делом и получаю от него удовольствие. Успех приходит только тогда, когда ты на своем месте.

- Дадите совет всем нашим читателям, увлекающимся живописью?

- Если вы действительно хотите стать художником, искусство должно стать вашей страстью и навязчивой идеей. Встречаясь с множеством выдающихся художников, я открыл, что они никогда не говорят о своем таланте, они говорят о своих методах и о своей рабочей этике.

Иногда талант может стать настоящей ловушкой, поскольку он дает ленивому человеку неплохое оправдание, чтобы не работать. Художники, на которых мы все равняемся, поднялись на такую высоту только потому, что работали больше всех. Нет другого волшебного способа, только этот.

Поэтому, если вы новичок, постоянно напоминайте самому себе, что вокруг полно людей, которые лучше вас, и, чтобы догнать и перегнать их, вам надо работать больше, чем работают они. Если вы - уже состоявшийся профессиональный художник, мой совет точно такой же: не расслабляйтесь слишком и не переставайте совершенствоваться.

Р. Ашрафли

Фото: J.

Поделиться:
12712

Последние новости

Глава ВОЗ госпитализированСегодня, 19:00В цепной аварии на севере Азербайджана погиб ребенок, есть пострадавший - ФОТОСегодня, 18:45Лейла Алиева в рамках COP29 приняла участие в панельных дискуссиях, посвященных защите редких животных - ФОТОСегодня, 18:30Создан Союз ассоциаций международных автоперевозчиков ОТГСегодня, 18:15Как азербайджанские и мировые СМИ освещают COP29 в Баку – ФОТОРЕПОРТАЖСегодня, 17:45Хакан Фидан: Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либоСегодня, 17:33Мухтар Бабаев: Инновационные стратегии увеличивают финансирование и инвестицииСегодня, 17:30В Азербайджане будет повышен минимальный размер алиментовСегодня, 17:22Воздушная тревога объявлена на всей территории УкраиныСегодня, 17:20Упразднены Госцентр перевода и Центр мониторинга при Госкомиссии по языкуСегодня, 17:14Бербок заявила о сложных переговорах на COP29Сегодня, 17:07Состоялась встреча с президентом компании «PowerChina Resources Ltd.» - ФОТОСегодня, 16:53В поселке Говсан пресечена незаконная стройка – ВИДЕОСегодня, 16:49ОАЭ призывают создать действенные системы раннего предупреждения по климатуСегодня, 16:44Анналена Бербок: Европа, в том числе и Германия, активно работает на COP29 для достижения успехаСегодня, 16:42Джейхун Байрамов обсудил с египетским коллегой двусторонние и многосторонние отношенияСегодня, 16:32Названы азербайджанские номинанты на турецкую премию Altın Kelebek - ФОТОСегодня, 16:28МУС выдал ордер на арест НетаньяхуСегодня, 16:14Захарова разъяснила ситуацию с телефонным звонком во время брифинга - ВИДЕОСегодня, 16:12В Китае нашли запасы золота на $82,8 млрдСегодня, 15:54
Все новости

1news TV