Гейдар Мирзаев: «О роли кинематографа в патриотическом воспитании молодежи»
Недавно на экраны вышел новый исторический фильм азербайджанского производства – «Судьба повелителя» (“Hökmdarın taleyi”). Скажу с самого начала – несмотря на то, что ожидания от фильма у меня были не особенно оптимистичными, премьера, состоявшаяся на канале ANS 28 мая, в День Республики, в хорошем смысле шокировала.
Блестяще подобранные и мастерски исполняющие роли актеры, грамотное, без ляпов, оформление и костюмы, наконец, относительно качественные для местного кинематографа батальные сцены – фильм оставил прекрасное впечатление. И самое главное – был верно, подобран сам достоверный сюжет на основе одного из интереснейших, на мой взгляд, моментов в истории азербайджанского народа – столкновение Российской Империи и Ирана на Кавказе в начале 19 века и изначально обреченная на неудачу в условиях феодальной раздробленности, но героическая борьба азербайджанских ханств за свободу родной земли.
В день премьеры, приблизительно за полчаса до показа, спеша домой мне довелось услышать во дворе диалог двух подростков, приблизительно следующего содержания диалог:
- Evə qalxırsan?
- Hə, mən qaçdım evə, bugün ANS-də bomda kino olacaq, “Hökmdarın taleyi”, bizimkilər çəkib, sən öl saz kinodur, bir həftədir reklam edirlər...
На страницах 1news.az уже много раз писалось о книжном вопросе и проблеме читающей и нечитающей молодежи в стране. Ну что поделать, не читает молодежь в своем большинстве и о причинах тоже говорилось не раз. Да, в последнее время государство используя находящиеся в его распоряжении фонды, успешно решает вопрос массовой публикации классиков азербайджанской литературы, в шикарном (действительно шикарном) полиграфическом оформлении также публикуются азербайджанские переводы зарубежных авторов от Жюля Верна до Орхана Памука. И спасибо за это в первую очередь нашему Президенту, ибо упомянутая инициатива обновления азербайджаноязычного библиотечного фонда страны принадлежит ему.
Однако в нынешних условиях, при наличии проблем оказывающих влияние на чтение литературы и описанных нами в предыдущих материалах, решение вопроса и выход на уровень хотя бы 1988 г. займет, по моему мнению, лет 10. Тем временем, глобальный и региональный контекст, тенденции развития азербайджанской государственности, этатистские меры, предпринимаемые государством в этом направлении и зачатки формирования государственной идеологии ставят совсем иные требования к вопросу знания молодыми гражданами страны своей истории и к вопросу патриотического воспитания молодежи.
Теперь сделаем сравнение.
Предположим что у нас в качестве «объекта влияния» находятся в распоряжении 100 тысяч молодых людей, школьников в возрасте от 10 до 17 лет. И ежедневно, все они ходят в свои школы, - кто в элитную гимназию, кто в высококлассный турецкий лицей, а кто в обыкновенную деревенскую школу, где изучают предмет «История Азербайджана».
Учитывая проблемы нашего образования, о которых сейчас говорят все – от министров до последнего завхоза, можно предположить, что 95% упомянутых молодых людей получают от среднестатистической азербайджанской учительницы истории Билгеиз-мюэллиме (имя условное) информацию о кызылбашах, о подвиге Джавад-хана, о Шекинском конном полке АДР или о 77-й Симферопольской дивизии.
История Отчизны, является гуманитарной наукой. В гуманитарных науках, в отличии от естественных и точных, роль преподавателя является на порядок более важной – от того как он расскажет, как преподнесет, от того как он докажет что сам верит в то что говорит, зависит многое. Если у азербайджанского учителя истории, рассказывающего об освобождении Баку от дашнакских преступников в 1918 г. не горят огнем глаза, он никогда не разбудит в учениках любви к своей истории и страсти к познанию наследия великих предков, желания подражать им, желания вырасти полноценным гражданином страны. Излишне говорить, что в упомянутых 95% случаев глаза наших учителей истории не горят этим огнем...
Зато горят огнем глаза молодых людей, когда они сидят перед телевизором, ведь привычка проводить долгое время перед «зомбоящиком» присуща не только азербайджанской молодежи. Качественный художественный кинематограф всегда был и будет эффективнейшим инструментом коммуникации определенных ценностей, в особенности, если речь идет о молодежи и ее патриотическом воспитании.
Классическими примерами могут служить лучшие экземпляры советского кинематографа – «Государственная граница», «Горячий снег», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «ТАСС уполномочен заявить», те же «На дальних берегах» или «Я любил вас больше жизни». А фильм «Семнадцать мгновений весны» вообще сыграл колоссальную роль в формировании классического образа советского чекиста и был первым советским фильмом, где Третий Рейх был изображен не «сборищем тупых и самодовольных животных с автоматами», а сильнейшим, хитрейшим и коварнейшим врагом, и именно от того возрастала ценность подвига и ценность Великой Победы 1945 г.
До недавних пор в силу известных причин азербайджанский кинематограф тоже переживал не лучшие свои времена.
Спрашивается, сколько лет подряд можно показывать по четыре раза в году кинофильм «Крик» (“Fəryad”), который конечно же был из ряда вон выходящим продуктом для 1993 г., если учитывать условия в которых тогда находилось азербайджанское кино. Я уже не говорю о том, что в знаменательные дни местные телеканалы помимо этого несомненно блестящего, но прокрученного до дыр фильма крутят один и тот же зарубежный набор – «Храброе сердце», «Патриот», «Спасти рядового Райана» и т.д. Если кто-то действительно думает, что молодые люди в такие дни как 20 января, 9 мая, 28 мая, 15 июня или 26 июня бросят все и сядут перед экранами чтобы посмотреть в 111-й раз Мэла Гибсона оголяющего зад и рубящего английских рыцарей, то знайте - это глубочайшая ошибка…
Слава богу, что еще в советские годы были сняты такие фильмы как «На дальних берегах», «Я любил вас больше жизни», «Наш учитель Джабиш», которые до сих пор крутят на местных телевизионных каналах. Но до каких пор? К тому же фильмы эти сняты в советские годы, загружены совсем иным идеологическим содержанием, их тоже пересмотрели по сотне раз и главное - это не современные с точки зрения качества кинематографа фильмы, они не всегда являются привлекательными для современного поколения.
Неслучайно я начал статью именно с примера фильма «Судьба повелителя» - качественно сделанный и по хорошему поводу представленный к премьере фильм, если в основу поставлен реальный исторический сюжет, а игра актеров и постановка не портят все своими ляпами, действительно может вызвать ажиотаж в обществе, интерес к той или иной теме. И в данном конкретном случае сей ажиотаж был – фильм стал предметом оживленных дискуссий в социальной сети facebook, а многие из моих товарищей в сети по военно-историческим форумам из СНГ неоднократно просили, причем настоятельно, выслать им диск и спрашивали о наличии дублированной версии фильма. Заметьте – это говорит о том, что такой продукт и внешней аудитории показать не стыдно. Что важно уже не только с точки зрения воспитания молодежи, - один такой фильм на международном фестивале может сделать намного больше чем тысячи электронных сообщений написанных по шаблону тому или иному конгрессмену.
Антиподом по подобранному сюжету, качеству постановки, игре актеров и иным параметром может служить просто бездарнейший с точки зрений кинематографа фильм «Избранный» (“Seçilən”). Это – то как ни в коем случае нельзя делать фильмы воспитывающие в патриотическом духе. Ляпы с реквизитами (от флагов до обмундирования армянских военнослужащих), боевые сцены в стиле индийского кино конца 70-х, непонятно почему решивший попасть в Азербайджан именно через линию фронта Зорик - а не проще было бы через сопредельные государства или наши враги настолько тупы, что не умеют паспорта подделывать? Это лишь немногое из фильма, что мне не удалось забыть при всем желании. Вопрос – для чего фильм на русский перевели? Чтобы позориться перед внешней аудиторией? Стыд и срамота!
Учитывая вырисовывающиеся контуры формирования азербайджанской идеологии и направление развития нашей государственности, по моему мнению, на сегодняшний день имеется явный голод на качественный кинематограф по перечисленной ниже тематике:
• Поход Нури-паши на Кавказ в 1918 г. и освобождение Баку от большевиков и дашнаков.
• «Зеркальная версия» фильма «Семеро сыновей моих» - о трагической судьбе тех, кого в советские годы именовали «беко-ханскими элементами». Не знаю почему, видимо просто потому, что я азербайджанец, но с детства, еще в советские годы, любимым моим персонажем в фильме «Семеро сыновей моих» был именно Герай-бек, а любимым моментом – расстрел комсомольца под звук «Yanıq Kərəmi».
• Азербайджанские генералы и командиры, национальные азербайджанские дивизии РККА и их участие в Великой Отечественной Войне; и не нужно тут же напоминать об Ази Асланове и Мехти Гусейн-заде – у нас в те годы было не мало и других героев которых нельзя забывать. Существовала, например 396-я азербайджанская стрелковая дивизия, полностью погибшая в мае 1942 г. в окружении под Керчью. Из окружения вышло не более ста бойцов и командиров, но знамя дивизии было спасено и вынесено из окружения бригадным комиссаром Хавером Велиевым, обернувшим его вокруг тела под гимнастеркой. Разве это не сюжет для красивого фильма?
• И, наконец, нам нужен качественно отснятый, исторически достоверный и желательно многосерийный фильм о ранних годах жизни и деятельности нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, о годах его службы в НКВД, о том как формировалась эта личность...
Это еще если не упомянуть Первую Карабахскую Войну.
Да, это недешево. Да, некоторые исторические сюжеты могут потребовать затрат намного больших, чем в том же фильме «Судьба повелителя», например батальные сцены периода 1918-1920 гг. или Великой Отечественной Войны. А кто сказал, что это должно быть дешево? Дешевые и быстрые мероприятия приносят дешевые и краткосрочные результаты. Любая пропаганда становится бесполезной в тот момент, когда становится явной. Эти слова сказал человек, которой хоть и был исчадием ада и адвокатом дьявола, но все же прекрасно разибирался в государственной пропаганде - Йозеф Геббельс.
P.S. В 19 веке еще не существовало кинематографа. Но известнейшее полотно британского художника Уильяма Тернера «Трафальгарская битва», завершенное им в 1824 г. и запечатлевшее кульминационный момент битвы – дуэль между британским флагманом «Виктория» и французским двухпалубником «Редутабль» и гибель адмирала-победиля Горацио Нельсона по сей день служит символом непобедимости «владычицы морей», картиной, олицетворяющей апогей славы Британской Империи, ее величие и мощь. И не случайно детальное изучение этого полотна входит в обязательную академическую программу офицеров Королевского Военно-морского Флота Британии по предмету «История британского флота» в Академии ВМФ в Дармуте.
Гейдар Мирзаев
Секретарь по проектам и корпоративным отношениям Общественного Объединения «ИРЕЛИ»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора