Серж Саргсян, осьминог Пол и поп из анекдота
Осьминог по имени Пол, который, как, оказалось, пророчески предсказал победу сборной Испании в финале чемпионата мира по футболу вполне может претендовать на должность государственного советника в Армении.
Прогнозы Пола сбываются, а именно в получении ответов на предмет своего будущего есть острая нужда у высшего руководства этой страны, возглавляемой Сержем Саргсяном. Что до настоящего, то оно у Сержа Азатовича тревожное.
Ему уж как-то определяться нужно. Прямо как попу из известного анекдота, которому советовали либо крест снять, либо штаны одеть. Вопрос, как видим, архиважный и тут без помощи советчика не обойтись даже человеку самостоятельному, чего уж тут говорить о президенте Армении, который привык действовать согласно приказам извне.
Но вот беда для Сержа Азатовича - извне ему ничего конкретного не говорят, никаких гарантий безопасности в случае осуществления реальных шагов по пути окончательного срыва переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, либо судьбоносного прорыва в этом вопросе, не дают.
Такое поведение тех, от кого ждет совета президент Армении, вполне отвечает их собственным интересам. Дай им волю, так они б вообще предпочли «заморозить» конфликт в Нагорном Карабахе навечно, имея тем самым возможность давить как на Азербайджан, так и на Армению. Но не могут они этого сделать, ибо тем самым вступят в конфликт не с Азербайджаном, а с международным правом, на которое они ой как любят ссылаться.
Плюс, влияние Азербайджана, его способность проводить действительно независимую, основанную на отстаивании собственных национальных интересов внешнюю политику, уже поняли все центры мировой политики.
Совокупность данных слагаемых приводит к появлению резолюций ООН, Европарламента, ОБСЕ, Совета Европы, Организации Исламская Конференция и других организаций, в которых открыто поддерживается территориальная целостность Азербайджана и в которых четко указывается на факт оккупации территорий нашей страны со стороны Армении и содержится призыв вывести армянские вооруженные формирования из оккупированных Арменией территорий нашей страны.
В противовес этому, за почти два десятка лет, минувших с момента оккупации Арменией территорий Азербайджана, ни одна организация мира, ни одно государство не признало независимости так называемой «Нагорно-Карабахской Республики». Всей силы армянского лобби оказалось не достаточно для того, чтобы хоть какое-то государство миро официально усомнилось в территориальной целостности Азербайджана.
В сложившихся условиях армянской стороне остается только радоваться тому, что та или иная система денежных переводов, тот или иной банк или иное предприятие «признают независимость «НКР», ошибочно не указав его в качестве территории Азербайджана, или тому, что в «НКР» прибыла очередная группа политиков, случайно или корысти ради тешащих армянское самолюбие самим фактом своего посещения никем не признанного самообразования.
Больше армянская сторона ни на что не способна. Ах да, она способна имитировать переговоры. Но ведь и тут все не так просто.
Вот, к примеру, официальный Ереван не раз и не два утверждал, что турецко-армянские взаимоотношения – это одно, а процесс урегулирования армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта – это другое.
Долго, настырно, не краснея представители официального Еревана врали, утверждая, что разговоры о взаимосвязи этих процессов – выдумка Азербайджана. И что в итоге оказалось? Где сейчас турецко-армянские протоколы? Ау! Нет, я не говорю, что они окончательно похоронены, но их реанимация возможна только в случае деокупации территорий Азербайджана со стороны Армении. И это не только моя позиция.
Дипломатично об этом заявил и официальный представитель Государственного Департамента Марк Тонер, отметивший: «Мы поддерживаем сближение между Турцией и Арменией. Мы также поддерживаем вопрос урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Эти два вопроса не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга». Стало быть, надежды официального Еревана вообще и Сержа Саргсяна в частности, который, не исключено, что уже видел себя лауреатом Нобелевской премии мира, лопнули, как мыльный пузырь.
Да, фантазировать Серж Азатович может все, что угодно, точно также как и что угодно могут озвучивать и писать как представители официального, полуофициального и неофициального Еревана- суть происходящего от этого не изменится.
А она, эта суть, сводится к тому, что времени на принятие конкретного решения в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта у президента Армении остается все меньше. И я не исключаю, что уже в самое ближайшее время мы увидим конкретные шаги официального Еревана.
Вариантов у него два: согласиться на то, что армяно-азербайджанский Нагорно-Карабахский конфликт урегулируется на основе Хельсинкских принципов, в основе которых лежит принцип территориальной целостности государств, а значит вывести все оккупационные силы со всех оккупированных регионов, расположенных вокруг Нагорного Карабаха, освободив пять районов немедленно, а два района – Кяльбаджарский и Лачинский – спустя определенный период, либо отказывается от этого, срывая переговоры и, тем самым, давая Азербайджану право восстанавливать собственную территориальную целостность иными путями, включая военный.
И в том, и в ином случае Сержу Саргсяну могла бы потребоваться помощь осьминога Пола, у коего он может попросить ответа на два вопроса: не потеряет ли он власть в случае согласие на возвращение оккупированных Арменией территорий Азербайджана, и не потеряет ли он ее, в случае, если Азербайджан вынужден будет воспользоваться своим правом на восстановление своей территориальной целостности иными путями? Дилемма, как видим, стоит перед Сержем Азатовичем нелегкая. От того и тянет он с ответом, имитируя переговорный процесс. Ждет. Но время работает не на него. Совсем уже скоро придется либо снимать крест, либо надевать штаны.
Акпер Гасанов