Без «нот» как без рук – будни бакинского музыканта
Проблема, которую затронула наша читательница в своем письме, актуальна уже несколько десятков лет.
Ученики музыкальных школ, студенты Музыкальной академии, и все, кто имеет непосредственное отношение к музыке, сталкиваются с огромными трудностями, пытаясь… приобрести ноты:
Здравствуйте, 1news.az! Мой сын учится в музыкальной школе имени Бюль-Бюля и мы постоянно сталкиваемся с проблемой дефицита нот. Приходится подолгу разыскивать в библиотеках те или иные произведения и снимать с них ксерокопии. От этого страдают все ученики и педагоги музыкальных школ. Часто приходится выбирать из того, что имеется на руках, только потому, что достать ноты нереально.
Не понимаю, как получилось, что в Баку, который всегда славился своими музыкантами, нет ни одного магазина нотной книги?
С уважением, Земфира Ахмедова.
Без нот, как известно, симфонического концерта не отыграешь. А поскольку достать их в Азербайджане, действительно, крайне сложно, музыканты кладут на пюпитры… ксерокопии.
Есть еще один способ – Интернет (что бы мы без него делали!), где при желании можно найти все, за исключением отечественных произведений.
Но нельзя забывать о том, что копирование нот – это просто-напросто пиратство, которое является преступлением. Вот и получается, что практически все музыканты в Азербайджане, от учеников музшкол, до признанных корифеев, являются пиратами.
Дефицит нот
«Уму непостижимо, что в Азербайджане, на родине таких великих композиторов и музыкантов как Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Кара Караев, Ниязи, Джовдет Гаджиев, Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев и др., нет ни одного нотного магазина! Я неоднократно поднимал этот вопрос в прессе, но, к моему сожалению, никаких сдвигов в этой области так и не последовало», - поделился с корреспондентом 1news.az известный журналист Яшар Исаков.
По его словам, причина происходящего кроется в том, что система книготорговли в Азербайджане в настоящий момент, практически, развалилась.
«Торговать книгами в Азербайджане сейчас не слишком выгодно, бизнесменам не с руки открывать специализированные книжные магазины. Но, согласитесь, то, что в стране, где есть консерватория, Музыкальная академия, десятки музшкол, специализированных колледжей и лицеев, нет ни одного нотного магазина – нонсенс. Студенты и ученики пользуются ксерокопиями, но сами ноты, с которых снимают копии уже в крайне потрепанном виде, а новых, практически, нет.
Страдают даже композиторы, которые не могут достать нотную бумагу, им попросту не на чем писать свои произведения», - рассказал Я.Исаков.
У детей меняется отношение к музыке.
«То, что в нашей стране нот «днем с огнем не сыщешь», действительно, огромная проблема», - считает педагог школы Бюль-Бюля и автор многих детских произведений, Лала Умид.
По ее словам, сложившаяся ситуация влияет на отношение учеников к композиторам и музыке, в целом.
«В библиотеках сейчас не дают ноты на руки. Отксерокопированные листы часто теряются, как правило, ученики, скопировав то или иное произведение из сборника, не имеют представления о том, кто является его автором. Педагоги мучаются, поскольку работать так весьма сложно», - говорит она.
Казалось бы, что такое нотная книга? В принципе, мелочь. Особенно по сравнению с музыкальными инструментами и часами изнурительных занятий.
Но, выясняется что даже такая «мелочь» может обернуться существенной проблемой для подрастающего поколения музыкантов и отразиться на будущем всей исполнительской школы, которая славилась в Азербайджане все предыдущие годы.
Заложники ситуации
Представьте себе картину: студенты музыкальной академии столпились возле ксерокса в Ахундовской библиотеке, ожидая своей очереди, чтобы снять копию с истрепанных нот.
По словам старшего преподавателя кафедры сольного пения Бакинской музыкальной академии Гюляры Имановой, еще несколько лет назад ксерокопирующего аппарата там не было вовсе, ноты на вынос не давали, и студентам приходилось переписывать их вручную.
«За эти годы заметно обветшал и нотный архив библиотеки музыкальной Академии. Из многих нотных сборников выдернуты страницы, часто приходится искать какие-то произведения по нескольку дней.
Мы вынуждены выбирать программу, исходя из того, какие ноты имеются на руках. Таким образом, педагоги и студенты становятся заложниками сложившейся ситуации», - считает Г.Иманова.
По ее словам, нотные книги необходимы музыкантам как воздух.
«Я уверена в том, что открытие двух-трех нотных магазинов в нашей стране будет рентабельно. В этом есть огромная потребность, ведь в одном только Баку функционирует большое количество музыкальных школ, где каждый ученик нуждается в полноценной нотной литературе», - считает преподаватель.
Недочетов нет?
Делается ли хоть что-то, для разрешения сложившейся ситуации? За ответом на этот вопрос мы обратились к заведующему отделом науки и образования Министерства культуры и туризма Азербайджана Яшару Алиеву, по словам которого, по указу министра культуры и туризма Абульфаса Караева, начиная с 2006 года, учеников музыкальных школ обеспечивают бесплатными книгами, нотами и музыкальными инструментами.
«Также по распоряжению (№ 309s от 27 августа 2008 года) Кабинета министров АР была утверждена «Программа развития по улучшению деятельности детских музыкальных и художественных школ в Азербайджанской Республике на 2009-2013 гг.», в рамках которой обеспечение стало осуществляться более интенсивно», - рассказал Я.Алиев.
По его словам, в настоящий момент в Баку продолжает функционировать нотный магазин «Тарана», который расположен на улице Толстого.
«Безусловно, было бы неплохо открыть несколько магазинов нотной книги не только в Баку, но и в Сумгайыте и Гяндже. Однако если говорить о работе нашего министерства, я считаю, что недочетов в этой области нет», - считает Я.Алиев.
Тем не менее, найти ноты в Азербайджане так и остается проблемой, которая остается не нерешенной на протяжении многих лет. Вероятно потому, что нотная литература востребована сравнительно узким кругом лиц, можно сказать, интеллигенцией, терпение которой, воистину, безгранично…
Лейла Лейсан