Президент Турции утвердил новые назначения в руководстве вооруженных сил
БАКУ, 5 авг. – 1NEWS.AZ
Президент Турции Абдуллах Гюль в среду вечером утвердил новые назначения в руководстве вооруженных сил, принятые на проходившем с 1 августа и ставшем «самым проблемным» в турецкой истории Высшем военном совете, передают местные СМИ.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на Trend, вопреки ожиданиям, не был назначен новый начальник Генштаба турецкой армии и главком сухопутных сил, сообщает CNN Turk.
Согласно письменному заявлению секретариата Генштаба, вместо главнокомандующего жандармерии генерала Атиллы Ишика (Atila Işık) назначен генерал Неждет Озел (Necdet Özel), вместо командующего сухопутными войсками по обучению и доктрине Эрдала Джейланоглу (Erdal Ceylanoğlu) назначен генерал армии Салдырай Берк (Saldıray Berk), сообщает Cihan.
Ожидается, что Ишык Кошанер, занимающий должность главкома сухопутных сил сменит на посту начальника Генштаба армейского генерала Илькера Башбуга, который 30 августа выходит на пенсию по возрасту, а Атилла Ишык займет пост главкома сухопутных сил, пишет CNN Turk.
Президент отказался утверждать кандидатуру армейского генерала Хасана Игсыза на должность главкома сухопутных сил. Именно в связи с кандидатурами Игсыза, который в настоящее время является командующим Первой полевой армией, а также 19 высокопоставленных военных чинов на Совете, где обсуждались вопросы новых назначений в командовании вооруженных сил и повышения в званиях, возник конфликт между военным и политическим руководством, отмечают телекомпании NTV и CNN Turk.
Причиной для напряженности стало оглашенное 23 июля решение стамбульского суда по особым делам о заключении под стражу 28 действующих генералов, в том числе 11, ждавших повышения по службе. Этот вердикт был вынесен в рамках рассмотрения нашумевшего дела о подготовке в 2003 году переворота с целью свержения правительства Эрдогана («План кувалда»), пишет РИА Новости.
Согласно решению суда, арестовать предписано 102 человека, в том числе генерала Игсыза, а также экс-командующего Первой полевой армией генерала Четина Догана, которому приписывают организацию заговора, экс-главкомов ВМС и ВВС адмирала Ибрахима Фыртыну и генерала Оздена Орнека.
Разбирательство по «Плану кувалда» стамбульская прокуратура начала после публикации в январе 2010 года газетой «Тараф» серии скандальных материалов. В них, в частности, утверждалось, что влиятельная в Турции армия, которая трижды с 1960 года совершала перевороты, подготовила план организации взрывов в мечетях Стамбула и введения чрезвычайного положения.
Расследование дела о заговоре, существование которого военные отвергают, резко обострило отношения между турецким правительством и армией.
Решение стамбульского суда вызвало неоднозначную реакцию в военном и политическом руководстве Турции, так как согласно действующему законодательству заключение под стражу считается преградой для повышения в должности военных.
Действующий начальник турецкого Генштаба Башбуг, который ранее неоднократно заявлял о том, что против вооруженных сил развязана психологическая война, согласно сообщениям местных СМИ, заявил главе правительства и президенту, что не считает целесообразным вызов в суд для дачи показаний или заключение под стражу своих подчиненных до тех пор, пока у служителей Фемиды не будет «четких доказательств, подтверждающих состав совершенного преступления».
Турецкий президент, со своей стороны, высказал мнение о том, что «было бы неправильным повышать в должностях генералов, в отношении которых принято решение об аресте», сообщает газета «Хабер Тюрк». Аналогичную позицию занял и премьер Эрдоган.
А.Ф.