Россия: между Баку и ... прошлым - АНАЛИТИКА
Сегодня вопрос международных отношений на Южном Кавказе имеет высокую степень актуальности и практической значимости не только для стран региона, но и для всего мирового сообщества.
Самые острые вопросы региона это российско-грузинское противостояние и нерешённость Карабахской проблемы, которая чревата переходом в «горячую» стадию.
Международная ситуация в регионе накалена и очевидно, что всё ещё, к сожалению, не имеет поступательной тенденции в направлении дипломатического разрешения за рамками которого вырисовываются очевидные и вполне реальные военные действия.
Сегодня политики и дипломаты пытаются разрешить ситуацию.
Получится это или нет - покажет время, которое будет заполнено действиями сторон конфликта и «делающими политику» участниками международного сообщества, где в числе первых, сильная и присутствующая в регионе Россия.
Значимость и важность отношения Москвы к Южному Кавказу бесспорна для всех.
Правомочность и методы, целесообразность и необходимость, роль и цели внешней политики России, в Москве и в столицах Закавказья оцениваются в чём-то одинаково, в чём-то по-разному.
Единого мнения нет не только в разных столицах но и у представителей одной отдельно взятой стороны.
Плюрализм мнений, однако же, не мешает руководству России проводить активную политику отстаивания стратегических интересов России в регионе обозначенном ею «зоной привилегированных интересов»
Бывшие советские республики стали явно обозначены «зоной привилегированных интересов» внешней политики России вскоре после «ухода на Запад» республик Балтии что привело к усилению анти-западных (анти-НАТОвских) пунктов политики России на пространстве оставшихся «не ушедших» в лоно Запада бывших советских республик.
Очевидно, хронологически этот процесс сформировался с приходом к власти президента В.В.Путина. Соответствие политики «противостояния Западу» в «зоне привилегированных интересов « реальным интересам России - архиважный вопрос, но это тема не этой статьи....
Карабахская война не закончилась миром, она лишь «взяла» перемирие в котором Москва всегда была активным участником посреднических усилий во время войны, а затем в переговорном процессе вокруг Карабаха.
Я не стал бы обозначать прошлую роль России как, проармянскую, или проазербайджанскую. Внешняя политика России реализовывала интересы России, так как их видело высшее руководство государства.
Другое дело, что руководство Армении заинтересовано в создании образа «братской» и союзнической России для использования в своих целях.
Очевидно, что в прошлом сюда можно было добавить и некоторых Российских высокопоставленных чиновников лично заинтересованных в проармянских решениях, как-то «миллиардная» поставка оружия Армении.
Политика искусство возможного, и это - давно известная истина.
Международные политические отношения не исключение, а самый тому наглядный пример.
Очевидно, не в том состоит искусство политика и общественного деятеля что бы бить себя в грудь и тыкать пальцем в якобы нехорошего «дядю Ваню».
Скорее более целесообразно представить свою точку зрения однозначно показав преимущества своей позиции, «сделав» нового союзника или лишив такового своего соперника.
Азербайджан как раньше, так и сейчас может быть гораздо большим и более выгодным союзником для России, нежели Армения.
Причем настоящим союзником, а не «дебитовым партнером» каковым является Армения.
Объективно Азербайджан имеет гораздо больший потенциал, интерес и причины (для России) быть союзником, ведь «дебитовый» союзник стоит России неоправданно дорого и в материальном и в политическом измерении.
За последние годы российско-азербайджанские отношения улучшились.
Внешняя политика России стала более прагматичной, а оценка Азербайджана стала более объективной.
Субъективные предпосылки тоже реализовываются в последние годы всё более активно.
Можно вспомнить о предложении Азербайджану вступить в ОДКБ и стратегическом потенциале сотрудничества России и Азербайджана в сфере энергоносителей...
Очевидно, что у России интерес к Азербайджану есть.
Можно подчеркнуть, что на территории Азербайджана сегодня находится важный для России военный объект - Габалинская радиолокационная станция. Существенно и то, что Российское военное присутствие в Азербайджане более выгодно и полезно России чем Азербайджану, в отличие от российского военного присутствия в Армении, которое более выгодно Армении нежели России.
Армения предоставила свою территорию для дислоцирования российской военной базы.
А каков коэффициент полезности от этой базы для России, в военном, политическом или экономическом измерении? Российское военное присутствие в Армении имеет единственный практически актуальный для России военный вектор в направлении Грузии.
Иранский вектор военной базы сегодня является более политическим, нежели военным.
А Турецкий и Азербайджанский «военные» векторы Российского военного присутствия в Армении значимы более для Армении, чем для России, так как ни Турция, ни Азербайджан угрозы интересам России не несли и нести не собираются.
Сразу надо добавить что ни Турция, ни Азербайджан на безопасность Армении так же не посягают.
Таким образом, «военное» значение российской военной базы в турецком и азербайджанском векторах для России значительно уступает ее политическому значению... и подрывает доверие между экономическими партнёрами. Нужно ли это России?
Ведь польза от сотрудничества очевидна и значительно превосходит пользу от военного присутствия России в Армении.
Подписанный недавно в Ереване протокол к соглашению о дислоцировании российской военной базы в Армении очевидно является российским ответом на инициированное Арменией сильное желание укрепить военное сотрудничество с Москвой.
Фактически ничего качественно нового протокол в функции базы не внёс.
Обращает на себя внимание факт обозначения географических рамок задач базы (как и самой России как члена ОДКБ) зоной ответственности. Однозначно определенной зоной ответственности базы и России как стороны соглашения является территория Армении.
Обеспечение безопасности территории Армении от потенциальной угрозы извне - обозначенное Россией желание вполне устраивает Азербайджан и Турцию.
На Армению никто нападать не собирается. Возможное военное решение Карабахской проблемы находится за пределами территории Армении.
Безусловно, членство Армении в ОДКБ даёт ей определённые преимущества в защите её территории, но не в «сохранении» оккупированных территорий соседнего государства. Факт бесспорный и признаваемый всем мировым сообществом.
В преддверии возможного начала военных действий в Карабахе Россия более четко определила сферу своей военной ответственности, дабы избежать нежелательного недопонимания со стороны государств региона.
Четко и однозначно определенный документ подтверждает сферу ответственности базы - территорию Армении. Иное трактование протокола как документа о «защите» территории оккупированного Карабаха является не чем иным как блефом и попыткой давления на Азербайджан со стороны Армении.
Набирающий силу азербайджано-российский союз сильно беспокоит Ереван.
Надо полагать, визит президента России в Баку заявит однозначно о приоритетах сближающейся с Азербайджаном России.
Ведь фактически Россия будет делать выбор между своими интересами и своим... прошлым.
Кемал Бабаджан, кандидат политических наук
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора