Александр Рар: «В Европе опасаются повторения грузинских событий 2008 года и в Карабахе»
Интервью 1news.az с европейским экспертом по энергетическим вопросам и странам СНГ Александром Раром.
- Насколько реальной остается реализация проекта Nabucco?
- Пока проект повисаетв воздухе. Сейчас идут ожесточенные баталии вокруг этого проекта, который уже играет не коммерческую, а политическую роль. Тут присутствует конфликт между ЕС и Россией. Москва намерена очень активно продвинуться со своим проектом «Южный поток». ЕС пока делает только политические заявления, потому что деньги на это должны давать компании, и не все компании, которые заявили вначале, что готовы реализовать проект, уверены в нем на 100 %.
Есть большой вопрос по поводу газа из Ирака, на который они надеялись, есть вопрос по трубе из Туркмении в Азербайджан, которую должен был дополнительно заполнять и туркменский газ, а теперь пошел разговор, что для Nabucco хватит и азербайджанского газа. Тогда, извините, это уже не грандиозный проект Nabucco, потому что труба раньше была связана с Центральной Азией… а лишь второй газопровод, который поможет Азербайджану реализовать свой газ на Западе.
- А насколько Стадия-2 «Шах-Дениз» имеет потенциал для заполнения Nabucco?
- Стадия-2 «Шах-Дениз» действительно одно из самых больших месторождений в Каспийском море, но этого все-таки недостаточно для того, чтобы ради нее строили большой газопровод. Ведь уже есть газопровод, который снабжает азербайджанским газом Европу, стоит ли ради этого строить еще и Nabucco - это большой вопрос. Я думаю, что нет. Самым главным успехом Nabucco будет то, если Турция заручится иракским газом или если Иран каким-то образом будет отправлять газ в Азербайджан. Но по всем этим направлениям имеются политические проблемы. В таком виде Nabucco не реализуется.
- В последнее время участились провокации на линии фронта. Как вы думаете, с чем это связано?
- Видимо, действительно, эта проблема существует, я не знаю с чем это связано. Нужно находиться на месте, чтобы понять, с какой стороны осуществляются провокации. Я надеюсь, и вся Европа надеется, что в Карабахе не будет повторения того, что было в Грузии. Потому что в 2008 году тоже были мелкие провокации, которые привели к тому, что произошла война. В Европе опасаются повторения таких событий и в Карабахе. Со стороны Запада понять, что происходит на этой территории, очень сложно.
- Насколько реально сотрудничество США с Россией и насколько сильны у них противоречия на Южном Кавказе?
- Барак Обама сотрудничает с Россией и не пытается проводить ее сдерживание в регионе, и она снова вернулась на Кавказ. Это гениальная политика, по-другому не скажешь. Базы в Абхазии, в Южной Осетии - раньше всего этого не было, просто были войска. Были подписаны договоры с Арменией. Также визит Дмитрия Медведева в Азербайджан показал, что военно-техническое сотрудничество между Москвой и Баку может продвигаться вполне реально. Россия, к удивлению, на Кавказ вернулась. Американцы засели в Грузии, кажется, у них нет стратегических намерений сдерживать Россию. Они используют Грузию, скорее всего, как плацдарм для Ирана.
- А с чем связано усиление России?
- Я бы сказал, что Россия смогла силой нарастить свое влияние и укрепилась своими военными базами и договорами в регионе. Позиции России усилились за последние недели, даже не месяцы. Я не сказал бы, что американцы сильно ослаблены, они просто не заинтересованы сейчас в противостоянии с Россией, они нацелены на сдерживание Ирана и просто повернули на юг. Они не ушли, просто у них другие стратегические цели и другие приоритеты. На сегодняшний день ситуация меняется со скоростью молнии.
Европейский союз через проект Nabucco хочет войти в регион. Если Nabucco будет построен, то значит опять-таки можно будет сказать, что российское влияние не такое сильное, как кажется, и что ЕС смог добиться своего. Возможно, что так оно и будет, хотя я считаю, что сегодня говорить о Nabucco преждевременно.
- Насколько реально нанесение ударов со стороны США по Ирану?
-Я думаю, что такие сценарии отработаны. Планирование идет, естественно, на то, чтобыдать команду бомбить Бушер или предполагаемые атомные склады в Иране. Но тем неменее, Обама на мой взгляд не пойдет на это. Но не исключено, что Израиль может что-то предпринять... на это может пойти также следующий президент Обамы, если он будет республиканцем.
Эльшан Рустамов