Встреча Алиев-Саргсян в Астане с участием Медведева, Саркози и Клинтон станет заключительным этапом переговорного процесса - экс-глава МИД | 1news.az | Новости
Политика

Встреча Алиев-Саргсян в Астане с участием Медведева, Саркози и Клинтон станет заключительным этапом переговорного процесса - экс-глава МИД

11:08 - 27 / 11 / 2010
Встреча Алиев-Саргсян в Астане с участием Медведева, Саркози и Клинтон станет заключительным этапом переговорного процесса - экс-глава МИД

БАКУ, 26 ноя – 1NEWS.AZ

Экс-министр иностранных дел Армении, основатель Фонда Civilitas, Вардан Осканян в материале «Выпрямление «Кавказского круга»» дал детальный анализ своего видения развития ситуации относительно разрешении Карабахского конфликта на саммите ОБСЕ в Астане.

Как сообщает 1news.az со ссылкой на Armenia Today, Вардан Осканян считает неслучайным то, что десятилетний промежуток между саммитами ОБСЕ (предыдущий был в 1999 году в Стамбуле) совпадает с повторным выходом России на мировую арену в качестве глобального «игрока» после шока от распада Советского Союза.

«Восстановление России стало причиной ряда разногласий внутри ОБСЕ единственной пан-европейской и трансатлантической организации, в которую входят и страны «старой» Европы, и постсоветские страны. По вопросам, связанным проблемой выбора способа контроля в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), у 56 стран-участниц нет единого мнения. Хуже всего то, что существует серьезная напряженность между Россией и остальными странами по многим вопросам, в том числе новым, касающимся построения альтернативной системы безопасности, которая, по мнению президента России Дмитрия Медведева, может быть помещена под «зонтик» ОБСЕ», - пишет Осканян.

«Значительное противоречие по поводу самого саммита, а также незначительность соглашений, подготовленных для заключения в Астане, делает проведение этого саммита формальным только для «галочки». При отсутствии заранее подготовленных результатов, делегации и их руководители будут искать положительную историю для предоставления миру – в человеческой, экономической области или области обеспечения безопасности в ОБСЕ», - отмечает экс-министр.

«Такой поиск может привести только к единственному конфликту в ОБСЕ, к которому эта организация имеет непосредственной отношение - это спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. ОБСЕ выступает посредником при сопредседательстве Минской группы (правительства Франции, России и США) в самом взрывоопасном из всех конфликтов и самой реальной угрозе безопасности на Кавказе», - считает Осканян.

«Силы сторон этого конфликта не являются настолько неравными, чтобы это могло привлечь внимание мирового сообщества, как в случае войны Грузии с Россией. Однако, принимая во внимание альянс Армении с Россией и тесные связи Азербайджана с Турцией, «вспышка» в Карабахе может серьезно обострить ситуацию в регионе.

Возможно, именно поэтому речь шла о проведении в Астане переговоров с участием президентов России и Франции, государственного секретаря США и президентов Армении и Азербайджана. Такая перспектива предоставляет собой как значительную возможность, так и серьезный риск», - отмечает Осканян.

«Именно поэтому такая встреча ни разу не проводилась на протяжении 20 лет конфликта. Встреча президентов является, прежде всего, заключительным этапом переговорного процесса и должна привести к реальному, жизнеспособному результату. В противном случае, может оказаться, что никакое количество переговоров не смогут разрешить ситуации на Кавказе – подрывая ограничения, сдерживающие страны от еще одной попытки разрешения ситуации с помощью военной силы.

Для разрешения конфликта Нагорного Карабаха мирным путем необходимо параллельно предпринимать следующие шаги: гарантия невозвращения к военному противостоянию, а также четкий, налагающий обязательства на каждую из сторон план окончательного разрешения конфликта. В случае отсутствия уверенности в таких результатах, нет необходимости предпринимать попытки проведения встреч на уровне президентов», - пишет армянский экс-министр.

«Это особенно правдоподобно в условиях, когда другое основное сдерживающее средство наличие военного равновесия между двумя сторонами также ослабло. В этом году только военный бюджет Азербайджана превышает суммарные государственные затраты в Армении и [сепаратистского режима Нагорного] Карабаха. Это, вместе с 30 инцидентами, которые ежедневно имеют место на линии соприкосновения, не являются хорошим условием для мира, особенно принимая во внимание отсутствие какого-либо намека о заключении хоть какого-то документального соглашения.

Приемлемый план может стать результатом переговоров на высшем уровне, которые пройдут в Астане, если они будут построены на положительных результатах того, чего удалось достичь при «разрушении» тупиковых ситуаций в ходе предыдущих переговоров: на идее проведения референдума, на котором ослабленные войной жители Карабаха смогут определить свой окончательный статус. Прелесть референдума, в этих условиях, заключается в том, что он признает два основополагающих принципа, находящиеся в центре конфликта это самоопределение и территориальная целостность», - отмечет Осканян.

«Однако до сих пор не достигнуто согласие о времени проведения референдума. Это является главным препятствием для рассмотрения большого количества других подлежащих разрешению проблем, имеющихся между сторонами конфликта», - резюмирует Осканян.

Отметим, что Осканян, прекрасно знающий, «кухню» переговорного процесса по разрешению Карабахского конфликта, дает понять, что официальный Ереван будет вынужден согласиться на пункты разрешения Карабахского конфликта относительно вывода армянских войск с семи азербайджанских районов, возвращения переселенцев в свои родные очаги и определения статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности. Проблема в том, что армянская сторона требует проведения референдума сразу после завершения процесса вывода войск и возвращения всех беженцев, а азербайджанская сторона настаивает на том, чтобы время проведения голосования определилось после разрешения всех вопросов связанных с обустройством переселенцев и восстановления инфраструктуры региона.

То есть фактически нашли свое решение почти все вопросы, на которые ранее армянская сторона категорически не хотела идти на уступки. В свое время, еще в конце 1990-ых годов, ныне экс-президент Армении Левон Тер-Петросян не раз повторял, что если Армения не пойдет на те уступки, которые ей предлагает мировое сообщество и Азербайджан, то через несколько лет армянская сторона не увидит и этих уступок. Фактически ныне под занавес уходящего 2010 года, Армения как раз и оказалась в той самой ситуации, которой опасался и предсказывал Тер-Петросян.

И декабрьский саммит в Астане станет тем самым рубежом, после которого неуступчивость властей Армении будет стоить того, что больше мировое сообщество, а тем более Азербайджан ничего не смогут предложить для продолжения мирного переговорного процесса.

А ведь если продолжение мирных переговоров еще позволяет Армении существовать за счет внешних кредитов и финансовых вливаний, то повторение военного конфликта в Карабахе несет в себе столько проблем, что армянскому населению легче будет покинуть регион, чем нести на своих плечах непосильную ношу новой войны. Напомню, что первая Карабахская война вдвое сократила армянское население Нагорного Карабаха и население Армении, и вторая война, вне зависимости от ее исхода, в этом плане, ничего хорошего для армянского народа не сулит.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
6352

Последние новости

Все новости

1news TV