Александр Сотниченко: «Первым шагом к успешным переговорам должна стать совместная позиция по Карабаху в Москве, Тегеране и Анкаре»
Интервью 1news.az с доцентом факультета Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидатом исторических наук Александром Сотниченко.
- Президент Армении Серж Саргсян в ходе недавнего саммита ОБСЕ выступил с жестким заявлением, отметив, что Азербайджан никогда не сможет претендовать на Нагорный Карабах. После такого заявление становится непонятно: а зачем вообще нужны переговоры?
- ОБСЕ является институтом мертвой ялтинской системы международных отношений, основные принципы которой были попраны в 1989-1991 гг. В настоящее время это хорошая площадка для дискуссий, трибуна для громких заявлений, но никак не действующая политическая структура, занимающаяся урегулированием конфликтов. Серж Саргсян всего лишь высказал мнение, господствующее в Армении. Однако, это не означает, что от переговорного процесса необходимо отказаться. Политическая обстановка постоянно меняется, региональные факторы, в интересах которых мирное разрешение конфликта, усиливаются. Возможно, через несколько лет создадутся принципиально новые условия для переговоров, которые будут невозможны в случае эскалации конфликта.
- Можно ли утверждать, что Армения пускает под откос весь переговорный процесс?
- Армению полностью устраивает сложившееся StatusQuo. Никакие переговоры с Азербайджаном Армении сегодня не нужны. Ереван можно подтолкнуть к переговорам, сделать его позицию более сговорчивой, однако, в этом должны быть заинтересованы серьезные региональные и глобальные факторы.
- Как можете оценить усилия МГ ОБСЕ по переговорному карабахскому процессу?
- МГ ОБСЕ добилась очень важного – в сотрудничестве с СНГ прекратила кровопролитие в 1994 г. В дальнейшем ее усилия по урегулированию конфликта представляются довольно безуспешными. Причем, нынешней политикой МГ ОБСЕ недовольны как армянская, так и азербайджанская стороны. Предполагаю, что для успешного урегулирования конфликта следует создавать принципиально новые структуры, учитывающие современные реалии.
- Как можете оценить переговорный процесс в уходящем году?
- Переговорный процесс в 2010 г. не увенчался успехом. Однако, за это время были проведены двусторонние встречи между президентами Армении и Азербайджана, которые могут стать заделом на будущее. За последний год возросла роль Турции и России в переговорном процессе. Турция достигла значительных успехов в развитии отношений с Арменией. Фактически, сейчас становится понятно, что переговоры были сорваны именно армянской стороной, которая выдвинула целый ряд предусловий по реализации Цюрихских соглашений. Все эти наработки могут пригодиться в будущем.
- Есть ли повод думать о том, что в следующем году мы увидим какие-то подвижки по переговорному процессу, или 2011 год станет очередным годом ни к чему не приводящих переговоров?
- Все зависит от терпения Азербайджана и позиции России и Турции. Мне кажется, что первым шагом к успешным переговорам должна стать выработка совместной позиции по проблеме Нагорного Карабаха в Москве, Тегеране и Анкаре. Если руководство России, Ирана и Турции всерьез займется урегулированием конфликта, на землю Южного Кавказа придет мир.
Гамид Гамидов
(Москва, Россия)