Армения – Иран: Освежая память Саргсяну
Армяне – это люди, у которых отрицательного намного больше, чем положительного. Они склонны к воровству, зависти, предательству, любят поднимать панику, и питают ненависть к своим хозяевам. Армянин всегда готов ускользнуть…
«Кабуснаме» памятник средневековый персидской литературы
Очень многие помнят, как недавно президент Армении С.Саргсян со своим заявлением «о 8-тысячелетнем прошлом армянского народа» выставил себя на посмешище научной общественности, да и всех тех, кто знаком с азами истории хотя бы на уровне средней школы.
Да, видно, что Саргсян, обеспечив «расцвет» армянской государственности, политики и экономики, ныне решил взяться за проблемы армянской истории. Но если он будет заниматься историей с таким же «успехом», то ему лучше не делать этого. Да, каждому человеку когда-то может улыбнуться фортуна, а порой судьба может возвысить его и до президентского кресла, но жизнь ни при каких условиях не в состоянии сделать хорошего историка даже из самого удачливого и гибкого человека. Саргсян в этом плане не есть исключение. Об этом свидетельствует заявление, сделанное этим человеком относительно «исторического братства» армянского и иранского народов.
Наверняка приведенный в качестве эпиграфа отрывок из популярнейшего до сих пор памятника классической персидской литературы – «Кабуснаме», написанного чистокровным персом Кейкавусом ибн Габусом ( XI век)в качестве «завещания» своему сыну Гиланшаху, оказался бы достаточным для читателя, чтобы понять истинный характер отношения персов к армянам. Ведь история гласит, что Кейкавус не был каким-то рядовым писателем, он являлся последним представителем царской фамилии – Зияридов, родословная которых доходит до самих Сасанидов. Соответственно из этого следует, что характеристика армян в персидской литературе дана на самом высоком уровне, как говорится, из уст «политической элиты». Однако, если учесть, что Саргсян фигура не столь сведущая в вопросах истории, то мне как автору придется сделать для него небольшой экскурс в прошлое армяно-персидских отношений, которые он именует братскими.
Для примера вспомним наиболее яркую страницу из истории «персидско-армянского братства», то есть конец IV - начало Vстолетий нашей эры, когда так называемое армянское царство было поделено между Византией и «братской» для армян Персией, которые уничтожили в свою очередь все следы армянства, вплоть до церквей. Как две кровопролитные войны Сасанидского Ирана с Византией, первая из которых завершилась в 387 году, а вторая в 440 году закончились разделом Армении между воюющими сторонами.
Кстати говоря, династия Сасанидов (226-651), положившая конец Армении, и жесткого расправлявшаяся с армянами после указанного раздела, в отличие от последующих владык Ирана – тюрков, к которым армяне испытывают генетическую неприязнь еще с колыбели, была персидского происхождения. Ради достоверности констатируемых фактов обратимся по этому вопросу к трудам авторитетных западных историков. Выдающийся английский историк Э.Гиббон с полной эмоциональностью передает годы лишений и гонений, которые армяне претерпели при Сасанидах, преследовавших армян в силу их христианского вероисповедания:
«С той минуты, как римляне впервые столкнулись с парфянами на берегах Евфрата, царство армянское терпело угнетения попеременно, то от одного, то от другого из своих могущественных покровителей. Постыдный мирный договор предоставил Армению (речь идет о соглашении 387 года) на произвол честолюбивого Сапора, и весы, по-видимому, склонились на сторону Персии.
…Потомки последних армянских царей были лишены царского достоинства, а их владения были превращены в провинцию под новым и знаменательным названием – Персармения. Эта узурпация возбудила зависть в римском правительстве, но возникшие по этому поводу споры были скоро улажены путем полюбовного, хотя и неравного дележа, а территориальное приобретение, которым пренебрег бы Август, озарило некоторым блеском разваливавшуюся империю Феодосия».
Видный немецкий историк XIX столетия В. Вальтер в свою очередь сообщает о восстании, которое подняли армяне против персов, притесняющих христианскую веру: «После второго раздела в персидской части Армении вспыхнуло восстание, вызванное ненавистью Йездегерда II(438 – 457)к христианам».
Если Саргсян с недоверием относится к трудам западных источников, относя их к «недоброжелателям многострадального армянского народа», то ему можно порекомендовать пару армянских источников, которые наверняка не вызовут у него сомнений. Достаточно, вспомнить популярный армянский сайт ARMENİCA.info. В одном из разделов этого сайта, посвященного истории Армянской Апостольской Церкви, на русском языке дана информация о гонениях, которые армяне претерпели при Сасанидах. Чтобы не искажать информацию, цитирую названный источник:
«С древних времен Армения находилась попеременно под политическим влиянием то Византии, то Персии. Начиная с IV века, когда христианство стало государственной религией вначале Армении, а затем Византии, симпатии армян обратились на запад, к христианскому соседу. Хорошо осознавая это, персидские цари время от времени предпринимали попытки уничтожения в Армении христианства и насильственного насаждения зороастризма. Некоторые нахарары, особенно владельцы пограничных с Персией южных областей, разделяли интересы персов. В Армении образовалось два политических течения: византофильское и персофильское. В 330-340 гг. персидский царь Шапур II воздвиг гонения на христиан. Согласно персидским и армянским источникам, в этот период погибли десятки тысяч мучеников. С целью уничтожения новой религии Армении Шапур II в 337 г. напал на страну. Различными посулами он привлек к себе нахараров Бзнуни, Агдзни и других. Но армянские войска под предводительством спарапета Ваче Мамиконяна нанесли врагу сокрушительный удар. На следующий год Шапур II, собрав еще большую армию, опять отправился в Армению. Навстречу ему вышло армянское войско.
До конца IV века персидский двор неоднократно пытался огнем и мечом обратить Армению в зороастризм».
Вот так вот начиналось «братство» армян и персов. А дальнейшие события известны всем. Армяне покидают Кавказ в поисках очередной родины, а персы теряют государственность и политическую власть над Ираном вплоть до начала ХХ столетия, когда перс Рза шах Пехлеви на штыках английских солдат возводится на престол. И лишь спустя 13 веков история вновь создала благоприятные условия для возобновления этого братства. Посмотрим, каков будет исход на сей раз.
Ясное дело, что у Армении эмоции о братстве вызваны тяжелым экономическим положением и вассальным статусом страны, как говорится, утопающий готов схватиться даже за соломинку. Да и с точки зрения этнопсихологии в действиях армян нет ничего удивительного, ведь периодически менять хозяев и братьев – это историческое призвание данного народа.
Хотелось бы Саргсяну дать несколько советов относительно истории его народа. Первое, прежде чем называть персов братьями, почитайте хотя бы своих историков, например, Моисея Хореского. Конфликтуя с кем-либо, старайтесь сохранить свое лицо, чтобы далее можно было жить в мире и покое. Ведь долгое время, когда Ираном управляли азербайджанцы, незначительное количество армян, проживавших на территории этой страны, не терпели тех принуждений, с которыми они сталкивались при персидском правлении. С историей и политикой нужно быть поаккуратнее, это вам не управление форпостом!
Э. Амиров