Точка зрения: Нестабильность на Ближнем Востоке повышает значимость энерготранзита в Европу из Каспийского бассейна
Многие эксперты и политологи прогнозируют усиление американского влияния на события в регионе Южного Кавказа.
Одним из показателей возможного роста активности США на Южном Кавказе явились встречи прошедшие в рамках Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария) и 47-ой Мюнхенской конференция по безопасности.
Давосский саммит в 2011 году совпал по времени с беспорядками и революционной стихией охватившей ряд стран Магриба и арабского мира. В связи с этим Давос запомнился больше не официальными выступлениями присутствовавших лидеров и политиков из разных стран, а их кулуарными обсуждениями неспокойной ситуации, создавшейся на стыке Африки, Азии и Европы. Другим актуальным вопросом стало обсуждение ситуации в странах ЕС, нахождение путей выхода из затяжного экономического кризиса, охватившего ряд европейских стран, который только углубляется в свете событий в странах Африки и Азии.
Принимавший участие на Давосском саммите президент Азербайджана Ильхам Алиев, провел ряд важных встреч и переговоров с зарубежными политиками и партнерами Азербайджана. Давосский саммит показал, что Азербайджан не только сохранит, но и будет развивать свою роль в обеспечении энергетической безопасности Европы и сотрудничества в разных сферах со странами ЕС.
Повышенную активность к Южному Кавказу и в первую очередь к Азербайджану и Карабахскому конфликту демонстрируют США. В Мюнхене в рамках 47-й конференции по безопасности состоялись встречи между госсекретарем США Хиллари Клинтон и главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, а также президентом Армении Сержем Саргсяном.
Это была первая встреча глав внешнеполитических ведомств США и Азербайджана в новом году, к тому же прошедшая после назначения американского посла Мэтью Брайзы. По всей видимости, США серьезно обеспокоены возможностью возобновления армяно-азербайджанского конфликта и воспользовавшись безрезультатностью всех инициатив России по разрешению конфликта за прошедшие 2-3 года, Штаты хотят активизировать свою роль в регионе.
Вообще в последнее время заметно ощутимо нарастание активности США, в различных стратегически важных регионах мира, где Штаты стремятся быть стороной, диктующей остальному миру свои условия. К примеру, это подтверждает и то, что в частности Россия, Китай и другие державы фактически никак не реагировали на поддержанные Западом беспорядки и революции в странах Магриба и арабского мира.
То есть мы становимся свидетелями плана широкомасштабной наступательной внешней политики США, который по своей геополитической значимости, возможно, не уступает некогда осуществленному вводу коалиционных войск в Афганистан и Ирак.
Народные волнения и революционные события в странах Магриба и арабского мира, привлекли внимание мировой общественности. Трудно верится в стихийность народных волнение вообще, а тем более на Востоке. За волнениями в странах Магриба и арабского мира, по всей видимости, стоят интересы определенных влиятельных кругов Запада. Возможно главная причина в том, что США решили применить новый план, суть которого в блокировании некоторых маршрутов поставок нефтегаза и ресурсов в Европу. С этой целью дестабилизируется ситуация в странах Магриба, и там где идет морской транзит из Африки и Азии в Европу.
Таким методом США стремятся создать кордон нестабильности на стыке между Европой, Азией и Африкой с целью ослабить ведущие страны Евросоюза и непослушные государства Азии (Иран в первую очередь). Заодно усложнить транзит из Китая, Индии и стран Юго-Западной Азии в Европу.
Волнения в странах Магриба и арабском мире, касаются и Турции, которая в последние годы выходит из орбиты влияния США, уверено стремится в лидеры исламского мира и является примером демократии в некоторых вопросах даже для самих США. Следует учитывать, что Турция член НАТО и важная страна в Альянсе, однако США опосредованно будут давить и на Турцию, в экономике которой очень важную роль играет транзит через турецкую территорию в Европу и Африку и Азию.
Турция, будучи важным связующим звеном между тремя континентами успешно использует этот геополитический фактор в своей политической и экономической сферах. Вообще нестабильность на стыке трех континентов ударит по всем странам соседних регионов. Это невыгодно никому, даже, России и Китаю.
Это выгодно только США и Великобритании. Ослабление ведущих стран Евразии ее транзитный и торгово-экономических связей со странами Азии – своеобразный способ для США ослабить своих конкурентов, в первую очередь Китай, Германию, Францию и другие государства, играющие важнейшую роль в мировой экономике. Не стоит забывать, что морской транзит по мировому океану углеводородов, товаров и промышленных изделий является самым дешевым, и нарушение этой схемы автоматически приводит к повышению цен на нефтегаз, все виды товаров и услуги.
Волнения происходят в странах богатых нефтегазом и осуществляющих транзит его. Основная мишень – страны южной конечности Средиземного моря, Красного моря, Персидского Залива. Получается своеобразная шельфовая дуга нестабильности, которая грозит расшириться. Долгосрочное превращение стыка Африки, Азии и Европы в зону нестабильности, несомненно, отрицательно скажется на энергетической безопасности стран ЕС. Проблемы с транспортировкой из стран Персидского Залива, Красного моря через Суэцкий канал в Средиземноморье повышают значимость энерготранзита в Европу из Прикаспийского региона, а значит и Азербайджана, играющего важную роль не только в добыче, но и транспортировке нефтегаза, в том числе из стран Центральной Азии в Европу.
Естественно, что в Азербайджане внимательно отслеживают процессы, развернувшиеся в странах арабского мира и Магриба. Азербайджан не является страной, имеющей выход к мировому океану и осуществляет большую часть транзита углеводородов и товаров по суше или внутренним морям. Тем не менее, затяжные проблемы ведущих стран Евразии с транзитом углеводородов и товаров могут привести к серьезному повышению цен, что затронет все страны материка.
В этой ситуации Азербайджан вынужден будет предпринять ряд мер по дополнительному обеспечению продовольственной безопасности, защите своего рынка от резкого скачка цен на импортируемые товары. Для этого у Азербайджана есть все ресурсы: финансовые, сельскохозяйственные, земельные и человеческие. Самое главное, что азербайджанское руководство видит эту потенциальную проблему и знает пути выхода из нее.
Ризван Гусейнов
Статья отражает точку зрения автора и может не совпадать с позицией редакции