Высокая радиоактивность в Японии быстро спадет - эксперт
БАКУ, 29 мар – 1NEWS.AZ
Взрыва реактора на японской АЭС «Фукусима-1» опасаться не стоит, а высокая радиоактивность от аварий на станции быстро спадет, заявил бывший замглавы Минатома Булат Нигматулин в публикуемом во вторник интервью газете «Московские новости».
Аварии на АЭС «Фукусима-1» произошли из-за отключения системы охлаждения после разрушительного землетрясения 11 марта, за которым последовало цунами. Зафиксировано несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километрой зоны вокруг станции, а также ввести запрет на полеты над АЭС в радиусе 30 километров.
«Да, возникает высокая радиоактивность, но она быстро спадает - это активность короткоживущих газообразных продуктов деления. Главным образом в выбросах содержится йод, но есть и цезий. Попадание радиоактивных продуктов в воду объяснимо: вода, использовавшаяся при прямом охлаждении, выпаривается, потом, попадая в окружающую среду, конденсируется и попадает в море», - говорит эксперт, передает 1news.az со ссылкой на РИА Новости.
Он отметил, что период полураспада йода-131 составляет восемь суток. «В течение одного периода полураспада количество «выживших» изотопов уменьшается в среднем в два раза, следовательно, примерно через месяц с момента попадания во внешнюю среду йода станет в восемь раз меньше. Для сравнения: период полураспада цезия-137 - 30 лет (таким образом, от выброса до снижения концентрации в десять раз пройдет 90 лет). Поэтому, например, город чернобыльских атомщиков Припять порядка 100 лет будет находиться вне хозяйственного оборота», - сказал Нигматулин.
По его словам, изотопы цезия в заметных количествах могут попасть во внешнюю среду только при таком взрыве, как в Чернобыле. «На «Фукусиме» даже в худшем случае, если корпус реактора проплавится, он не взорвется», - подчеркнул эксперт.
Он считает, что сейчас первостепенной задачей должна стать организация такого охлаждения реакторов «Фукусимы» и хранилища облученного топлива, которое снижало бы выбросы радиоактивных продуктов деления внутри станции и на окружающей территории.
При этом Нигматулин признал, что информации о происходящем на АЭС недостаточно.
А.Ф.