У армянской элиты сдают нервы, или Почему Саргсян начинает паниковать?
Чем больше затягивается мирное урегулирование карабахского конфликта и возрастает угроза силового разрешения вопроса, тем больше прогрессирует у армянского руководства комплекс неполноценности, выражающийся в «петушиных» наскоках на Азербайджан.
Продолжая данную традицию после встречи президентов в Казани, армянский глава Серж Саргсян выступил в Армении перед военными курсантами с провокационными и мальчишескими угрозами в адрес Азербайджана, к тому же на «сленге», которым пользуются на улице разве что молодые ребята, а не языком политика и руководителя страны.
Это как ничто другое иллюстрирует те панические настроения, которые сегодня одолевают армянского лидера, еще вчера утверждавшего с европейских трибун о том, что лучше подготовленный к войне Азербайджан «представляет» угрозу для невинной овечки Армении.., а сегодня сотрясающего воздух демагогическими угрозами в адрес Азербайджана.
Думаем, будет уместным процитировать некоторые перлы Саргсяна, что позволит нам заодно лучше узнать психологическое состояние и умонастроение армянской правящей элиты после неудачной встречи в Казани.
«Мы победили в длительной, тяжелой и неравной войне. Некоторые, говоря о неравной войне, имели в виду то, что у Азербайджана было больше денег, техники и людей. Это действительно так.
Но для меня война была неравной, поскольку сильный воевал со слабым, причем сильными были мы», — сказал Саргсян на Первой всеармейской конференции молодых офицеров Армении.
Во-первых, непонятно, что вкладывает Саргсян в словосочетание «мы победили», когда говорит о т.н. «Первой Карабахской войне».
Ведь о победе судят по ее результатам для «победившей» стороны. А результаты для Армении и сепаратистского Нагорного Карабаха весьма плачевные: экономика, финансы и социальное положение населения находятся в критическом состоянии, о чем говорят сами же армянские госчиновники, эксперты, СМИ и международные организации.
Население Армении и количество армян Нагорного Карабаха после т.н. «победы» сократились почти наполовину, оставшиеся еще там жители не скрывают того, что не видят будущего и перспектив Армении как государства, а тем более, Нагорного Карабаха, который превратился в полигон для наркотраффика, незаконного оборота оружия, запрещенных веществ.
Ныне Нагорный Карабах представляет собой место, куда армян насильно ссылают жить и служить, откуда население бежит при любой возможности. Неоднократно армянские СМИ приводили рассказы армян, которые считают наказанием попасть в Нагорный Карабах, повсеместно в Армении родители новобранцев дают военным чиновникам огромные взятки, чтобы их дети не попали служить на оккупированные азербайджанские территории.
И вот на фоне такого критического социально-экономического положения в Армении, плачевного морально-психологического состояния армянского населения, готового отдать последние деньги лишь бы их дети не попали служить в Нагорный Карабах, президент Серж Саргсян хорохорится перед вчерашними курсантами с призывами вновь «победить» врага…
Во-вторых, Саргсян лживо утверждает о всестороннем преимуществе Азербайджана перед Арменией в те годы и называет «неравной» войну начала 90-х, имея в виду, что «у Азербайджана было больше денег, техники и людей». Ни для кого не секрет, что армянская сторона воевала бронетехникой, авиацией, артиллерией и военнослужащими бывших советских войсковых частей, дислоцированных на территории региона.
Достаточно посмотреть хронику всех более-менее значимых боевых действий в период карабахской войны на азербайджанской территории, чтобы увидеть, какую роль и участие принимали советские, а затем и военные некоторых стран СНГ, в том числе целые войсковые части и подразделения, на стороне Армении и сепаратистов Нагорного Карабаха.
Также если вспомнить геноцид азербайджанского населения города Ходжалы, села Гарадаглы и других населенных пунктов, то во всех этих событиях активно участвовали дислоцированные здесь бывшие советские военные (тут можно упомянуть печально известный российский 366-й мотострелковый полк).
Отдельной темой является участие на стороне Армении многочисленных отрядов боевиков и террористических группировок со всего мира, которые при финансировании зарубежной армянской диаспоры перебрасывались в зону конфликта и учинили немало зверств против мирного азербайджанского населения.
Разве не сам Серж Саргсян в 1993 году, будучи полевым командиром армянских вооруженных группировок в Нагорном Карабахе, хвалился британскому журналисту Томасу де Ваалу в том, что он смог поднять руку на гражданское азербайджанское население в Ходжалы? Серж Саргсян тогда в интервью Томасу де Ваалу дословно сказал: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот (стереотип)». И теперь Саргсян, место которого на скамье подсудимых Гаагского военного трибунала за преступления против человечности, разглагольствует о том, что готов вновь «воевать» с гражданским населением. А все потому, что международное сообщество так и не осудило и не наказало зло в лице Сержа Саргсяна, Роберта Кочаряна, Сейрана Оганяна и других армянских душегубов, повинных в смерти мирного азербайджанского населения: женщин, детей и стариков.
Поэтому выглядит кощунством, когда Саргсян заявляет перед курсантами: «Армения и сегодня выступает за мир, но если оккупанты и агрессоры вновь вздумают затеять новую авантюру, я ни секунды не сомневаюсь, что война снова будет неравной, и мы снова будем сильнее».
При этом пиком наглости и беспардонности Саргсяна является фраза «оккупанты и агрессоры» в адрес азербайджанской стороны, столкнувшейся с армянскими захватчиками на территории Азербайджана.
Той самой территории, которую все мировое сообщество признает азербайджанской землей, однако полуграмотный президент Армении — страны-агрессора — не находит ничего лучшего, как приписывать свои эпитеты оккупанта и агрессора азербайджанской стороне.
Относительно выступления Саргсяна перед неоперившимися курсантами-выпускниками очень точно высказались в армянских СМИ, авторы которых горько иронизируют над неуместной бравадой армянского президента перед Азербайджаном.
«Не знаю точно, кто именно писал речь для президента Армении Сержа Саргсяна, с которой он выступил на первом всеармейском съезде молодых офицеров, но спичрайтеры у главы нашего государства — аховые. Спасибо им большое — давно столько не смеялся», — пишет армянский автор.
По поводу слов Саргсяна о том, что Армения вновь «победит» в карабахской войне, там же отмечается: «Уж больно эта «фишка» странная получилась, больше на аутотренинг Сержа Саргсяна похожая.
Наш верховный раз за разом начинал что-то утверждать, затем ставил это утверждение под сомнение, а затем стремительно выдавал новое утверждение, призывающее повиноваться желанию Сержа Саргсяна. Все это напоминало рекламу стирального порошка «Тайд» и рекламный слоган: «Вы еще кипятите? Тогда мы идем к вам!»
Но, к несчастью для оратора, нет еще такого стирального порошка, с помощью которого можно было бы обелить облик армянского офицера, гораздо более опасного в мирное время, чем на войне… Так что, если вы хотите кардинальных изменений в армии, изменитесь сами, или уйдите, господин президент!»
«В руководимой вами Армении исчезла среда интеллигенции: неуютно им жить в государстве, где у руководителей его — криминальные клички.
Так что — вашим спичрайтерам — опять «двойка»… Но еще более плохой оценки, «кола», они заслужили за то, что вы, господин президент, вынуждены были произнести: «Офицерство — хребет государства. Он столь же прочен и прям, сколь его офицерство». Уверен, что после этих ваших слов многим в Армении стало страшно. Ибо если хребет нашего государства и впрямь находится в таком же состоянии, что и офицерство вообще, и армия в целом, то впору вспоминать анекдот, в котором на вопрос матери к сыну, отправляющемуся на фронт, куда ей писать, следует ответ: «Пишите, мама, сразу в плен».
И скрыть это не получится ни у какого спичрайтера: народная молва куда более реалистично описывает положение дел в нашей армии, включая действия «хребта нашего государства» над солдатами, чем наказы верховного главнокомандующего», — констатирует армянский автор.
Со своей стороны отметим, что Серж Саргсян и его криминальная правящая команда живут прошлыми «победами», потому что они не смогли дать Армении и ее народу настоящего и самое главное — будущего: вот и остается Саргсяну грезить прошлым и придумывать все новые небылицы о «Первой Карабахской войне».
У так называемой армянской «победы» в этой войне есть несколько причин: отсутствие в конце 1980-х — начале 1990-х годов адекватной сильной власти в Азербайджане; разгул анархии и беспредела в Азербайджане, переросших в гражданскую войну, когда правящие круги того периода воевали скорее за власть в Баку, чем ради защиты азербайджанских земель от армянского агрессора; всесторонняя поддержка союзного руководства армянского оккупанта оружием, боеприпасами, военными кадрами и инструкторами извне.
Вот они, незатейливые причины армянской «победы» в этой войне, которая была вероломно развязана армянским агрессором и происходила на территории Азербайджана в период распада СССР.
Однако с тех пор прошло около 20 лет, утекло много воды, до неузнаваемости изменился расклад сил как между странами Южного Кавказа, так и между державами, вовлеченными в геополитику региона. Серж Саргсян и его команда прекрасно понимают разницу между полуразрушенным и находящимся без власти Азербайджаном начала 1990-х годов и нынешней Азербайджанской Республикой, осуществляющей масштабные региональные проекты, строящей свой военно-промышленный комплекс и реализующей геополитические и экономические задачи, о которых Армении даже мечтать не приходится.
Все это понимает Саргсян, и его охватывает паника при мысли, что рано или поздно именно ему придется остаться без покровителей — один на один с азербайджанской стороной, которая неуклонно идет к разрешению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта любой ценой. Новая война никому не нужна, но и продолжение армянской агрессии против Азербайджана является еще большим злом, и, как говорится, в этой ситуации Азербайджан на фоне саботажа со стороны Армении мирных переговоров может выбрать из двух зол наименьшее — силовое разрешение армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
Серж Саргсян и его окружение видят, что постепенно весь переговорный процесс по разрешению карабахского конфликта сводится к попыткам посредников МГ ОБСЕ удержать Азербайджан от силового пути решения вопроса. Однако встреча президентов в Казани, а точнее, реакция по ее итогам стран — сопредседателей МГ ОБСЕ, показала, что мировое сообщество дает армянской стороне, возможно, последний шанс, поскольку ведущие державы полностью согласны с позицией Азербайджана о неприемлемости дальнейшего сохранения статус-кво в карабахском конфликте. А неприемлемость статус-кво означает два развития ситуации: или Армения соглашается с Мадридскими принципами, выводит свои войска с азербайджанских территорий и соглашается на последующие шаги, необходимые для разрешения конфликта, или же Азербайджан военно-политическим путем восстанавливает суверенитет страны, для чего у нас сегодня есть все необходимые ресурсы.
Ризван ГУСЕЙНОВ