Главный психиатр страны о том, почему некоторых психически больных людей будут лечить вне больниц
Мы сталкиваемся с ними ежедневно. Необычная одежда, неадекватное поведение. В лучшем случае они просто бормочут что-то непонятное себе под нос. В худшем, кричат и невесть, что вытворяют, пытаясь привлечь внимание к собственной персоне. Речь идет о городских полоумных.
Во все времена «местные психи» становились своеобразной достопримечательностью той или иной части столицы. Как правило, городские сумасшедшие довольно миролюбивы и безобидны. Но бывают и исключения.
К примеру, несколько дней назад я чуть не попала в аварию по вине одного из них. Молодой мужчина пулей выскочил на дорогу, буквально бросившись под колеса автобуса, вынужденного прибегнуть к экстренному торможению. Удовлетворенный произведенным эффектом, парень начал проделывать акробатические трюки прямо на проезжей части, невзирая на рев сигналов транспорта, застрявшего в вынужденной пробке. Постояв на руках минуты три, мужчина, наконец, освободил дорогу и движение восстановилось.
А вот знакомая недавно столкнулась с «веселым шофером» одного из пассажирских автобусов. То, что он постоянно говорил сам с собой, никого не удивляло – работа, сами понимаете, нервная, а ругать себе под нос нерадивых водителей, привычка каждого второго человека, восседающего за баранкой машины.
Однако, этот водитель превзошел всех своих коллег, неожиданно остановившись посреди дороги и выкрикнув одному автомобилисту: «Брат, у тебя колесо спустило!». Дождавшись, когда бедолага выйдет из машины, «наш водила» спешно ретировался, весело комментируя вслух: «Я все время так над ними прикалываюсь».
Возвращаясь из «заточения»
Неестественно ярко накрашенная пожилая женщина, разгуливающая по улице в обнимку с куклой, мужчина, пытающийся рассказать каждому встречному историю своей жизни, девушка, раздевающаяся прямо на улице… В последнее время количество историй про «городских сумасшедших» заметно увеличилось. Поговаривают, что причина происходящего кроется в реформировании азербайджанской психиатрии. Мол, в больницах нынче заметно сокращается количество койко-мест. Действительно ли это так?
За ответом на этот вопрос мы обратились к доктору медицинских наук, заведующему кафедрой психиатрии Медицинского университета, главному психиатру Азербайджана, Гераю Герайбейли.
«В настоящий момент в Азербайджане действительно идет тенденция деинституционализации психиатрической службы. Реформа заключается в сокращении количества коек в психиатрических больницах и развитии амбулаторной помощи людям с психическими заболеваниями легкой формы. Предвосхищая реакцию общественности, сразу оговорю: речь идет о людях, не представляющих опасности ни для общества, ни для самих себя. Давно доказано, что подобная практика ведет к улучшению психического состояния пациента», - поделился с нами Г.Герайбейли.
Мы привыкли воспринимать слово «псих» как оскорбление, не задумываясь о том, что, по сути абсолютно «нормальных» в окружающем нас обществе – считанные единицы.
«К сожалению, мы нередко сталкиваемся с негативным отношением не только посторонних людей, но и родственников пациентов психиатрических больниц, не желающих забирать их домой, несмотря на стабильное состояние.
Психическая болезнь может оставить определенный «след» на пациенте. Небольшие, не представляющие никакой угрозы обществу странности совсем не повод «хоронить» человека в стенах больницы. Однако донести эту мысль до близких иногда практически невозможно. Не говоря уже о нашем обществе, для которого само обращения человека к психиатру уже навешивает на него определенное клеймо», - говорит Г.Герайбейли.
От «дурдома» не зарекайся
К психиатрическим заболеваниям можно отнести и депрессию, и даже расстройство сна. В нашем обществе за помощью к психиатрам обращаться не принято. Причин этому несколько. И одна из них – принудительное лечение, распространенное в советское время. Тогда же появился термин «карательная психиатрия» - использование психических больниц в качестве своеобразной тюрьмы, с целью полной изоляции человека от общества. Мало кто не слышал о том, что попав раз в «дурдом», нормальным человеком уже не станешь.
Основной формой психиатрической помощи в советское время являлись диспансеры. Вся статистика велась по количеству больных, находящихся под диспансерным наблюдением.
«В то же время о правах этих людей, о том, что подобный способ лечения ведет к утяжелению состояния пациентов, никто не заботился», - утверждает главный психиатр Азербайджана.
По его словам, все это способствует созданию негативного образа психиатров, стигматизации как врачей, так и людей, подверженных психическим расстройствам.
«Для примера расскажу вам один случай. На прием ко мне пришла молодая девушка, впавшая в депрессию после разрыва со своим молодым человеком. Жалобы у нее были самые обычные – потеря аппетита и расстройство сна, но в мой кабинет она попала в состоянии истерики. На вопрос, что же, собственно, произошло, мать, сопровождавшая девушку, пояснила: «мы не могли найти дорогу и уточнили адрес у одного из встреченных нами молодых людей. Он воскликнул – вам в дурдом?». Эта фраза и стала причиной подобного состояния девушки», - рассказывает Г. Герайбейли.
По его словам дать однозначную психиатрическую оценку, ориентируясь на какие-либо высказывания и поступки человека крайне сложно.
«От психических расстройств в наше время не застрахован ни один человек. И тот факт, что люди попросту боятся обращаться к специалистам, зачастую ведет к настоящим трагедиям. Ошибочно полагать, каждый человек, столкнувшийся с психическими проблемами опасен для общества. В первую очередь он опасен для самого себя. Даже небольшое нервное расстройство, при отсутствии помощи извне, может привести к серьезной депрессии, которая, между прочим, занимает первое место в списке причин самоубийства», - отметил врач.
Опасны ли реформы?
«Вот выпустят «на волю» психов, они и пойдут людей резать. А чуть что, так у них справочка имеется», - высказала свои сомнения в связи с реформами в психиатрии одна из моих коллег.
Согласно мировой статистике, психически больные совершают преступления не чаще, чем здоровые люди. Среди тяжких преступлений доля совершенных душевнобольными составляет максимум 20–25 %. Кроме того, далеко не все больные с острыми психозами способны на физическую агрессию.
«Опять же, действует сложившийся в обществе стереотип, мол, если «психический», значит, опасен для общества. Это далеко не так. Очень многие пациенты психиатрических больниц страдают несерьезными расстройствами психики. Содержание таких пациентов в стационарах губительно для их здоровья», - комментирует наш вопрос Г.Герайбейли.
Однако тут возникает не менее серьезный вопрос. Если даже предположить, что наше общество согласно принять в свои ряды «неопасных» душевнобольных, насколько готовы к этому сами пациенты психиатрических больниц? Как планируется решать проблемы социальной адаптации этих людей?
По словам Г. Герайбейли, это, действительно, огромная проблема, которую предстоит решать.
«С советского времени, и, что греха таить, по сегодняшний день, все проблемы людей, содержащихся в психиатрических больницах, решали сами психиатры. В настоящий момент система социальной адаптации пациентов психиатрических больниц находится в стадии зарождения.
В настоящий момент в Азербайджане нет структуры, где с пациентами работали бы не только психиатры, но и психотерапевты, психологи, юристы и социальные работники. Однако открытие таких центров планируется в рамках реализации проекта «Национальной стратегии в области психического здоровья». Мы собираемся открыть психические отделения в амбулаторных больницах, где каждый человек, нуждающийся в помощи психиатра, сможет ее получить. Также планируется открыть кризисные центры, и «горячие линии», направленные на профилактику психических заболеваний», - отмечает главный психиатр страны.
Вот уже несколько десятилетий во всем мире идет процесс сокращения стационарной психиатрической службы. Развитие «внебольничной» помощи психически больным приносит ощутимые плоды.
Но, как показывает практика, внедрение подобных реформ не может пройти абсолютно безболезненно. Наверняка, массовая выписка «не опасных» пациентов из психиатрических больниц повлечет за собой определенный резонанс, и данное нововведение будет принято в штыки. Является ли угрозой нашему обществу подобный «гуманизм» - спорный вопрос, решение которого зависит, прежде всего, от профессионализма психиатров, на чьи плечи ляжет груз вынесения окончательного вердикта.
Лейла Лейсан