Власть и оппозиция Армении: от противостояния к сотрудничеству | 1news.az | Новости
Точка зрения

Власть и оппозиция Армении: от противостояния к сотрудничеству

11:48 - 18 / 07 / 2011
Власть и оппозиция Армении: от противостояния к сотрудничеству

Последние полтора месяца, как и ожидалось, стали для Армении богатыми на события, которые определили стратегические цели властей и оппозиции в лице Армянского Наионального Конгрессана (АНК).

Несомненно, самым значимым событием стал трехсторонний саммит глав России, Азербайджана и Армении в Казани. Сам саммит  завершился без видимого прогресса и усилия посредников разбились о принципиальное несогласие сторон и отсутствие конструктивизма со стороны Армении, однако результаты саммита позволили президенту Сержу Саргсяну выиграть время для дальнейших политических баталий внутри Армении.

АНК грозится, власти наступают

По окончании саммита в Казани 24 июня Конгресс выразил свое видение политики властей относительно карабахской проблемы. Если обобщить высказывания руководства оппозиции, то, по их мнению, в результате преступной внутренней и недальновидной внешней политики Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна карабахский процесс полностью провалился. В свою очередь, Азербайджан нарастил потенциал и стал сильнее, и, чтобы хоть как-то догнать его, в Армении необходимо провести досрочные парламентские выборы, избрать легитимную власть и осуществить системные реформы. Оппозиционные силы считают, что демократическое превосходство является единственным потенциалом Армении, так как экономические, военно-технические и стратегические показатели страны уступают Азербайджану в разы.

Анализ публикаций в армянской прессе демонстрирует, что после казанского саммита экспертное сообщество Армении пытается найти ответ на один вопрос: что раньше – демократические преобразования или карабахское урегулирование?

Один из споуксменов оппозиции, заместитель Л. Тер-Петросяна Левон Зурабян в одном из своих заявлений отметил, что вопрос поставлен ребром – либо урегулирование, либо война. Однако непонятно, поддержит ли Армянский Национальный Конгресс согласие Сержа Саргсяна с предложенными посредниками Мадридскими принципами урегулирования до проведения системных реформ? Или Конгресс будет требовать, чтобы урегулирование карабахской проблемы должно быть темой обсуждения либо после реформирования системы управления либо после смены власти?

Скорее всего, Конгресс владеет информацией, что нынешние предложения по урегулированию предполагают больше уступок, что были во времена Тер-Петросяна, и, зная это, сознательно ведет Сержа Саргсяна к ловушке. Так, если власти откажутся подписать документ, предложенный сопреседателями Минской Группы ОБСЕ и тем самым спровоцируют Азербайджан на освобождение оккупированных земель военным путем, то виноватой окажется власть и можно будет поставить вопрос о ее отставке. Если же власти осмелятся подписать документ, то последуют обвинения в адрес Сержа Саргсяна, поставившего подпись под невыгодным армянской стороне документе и обвинении последней в предательстве национальных интересов. В этом случае также у оппозиции будет весьма веский аргумент требовать отставки президента.

На первый взгляд, в этом вопросе все на стороне Конгресса. Однако, в случае, если Серж Саргсян сделает ответный ход и потребует от Л.Тер-Петросяна совета, как поступить и выразить свое видение решения проблемы, в ловушку попадет уже сам Конгресс. Кстати, такой ход вполне логичен и обсуждение карабахской прболемы как один из пунктов диалога может стать предложением властей, от которого оппозиция не сможет отказаться. В Армении осознают, что Серж Саргсян в карабахском вопросе и в процессе армяно-турецкой нормализации практически реализовывал предвыборные пункты Л. Тер-Петросяна. Таким образом, видения двух оппонирующих политиков на эти два процесса одинаковые и любой радикальный шаг одного из них приведет к изменению формата, выстраивающегося в последние полгода, а именно формата власть-оппозиция, Серж Саргсян – Левон Тер-Петросян. За этот период оба политика несколько раз делали подачи друг другу в направлении нивелирования конкурирующих сил во власти и в стане оппозиции. 

Помимо этого, нет гарантий, что после Сержа Саргсяна на волне «потери Карабаха» к власти придет именно Л.Тер-Петросян. Учитывая нынешний расклад политических сил и натроения армянского общества, можно предположить, что на политический Олимп вновь вознесется поддерживаемый националистически настроенной частью обществености Роберт Кочарян. Это обстоятельство еще больше укрепляет позицию Сержа Саргсяна перед АНК, для лидеров которого приход к власти Р.Кочаряна означает катастрофу и конец политической карьеры.

Июньский митинг – поражение или ничья?

Хотя по количеству участников митинг, организованный АНК 30 июня, значительно уступал предыдущим, факт остается фактом – единственной силой в Армении, способной организовать массовые выступления с политическими требованиями, является Армянский Национальный Конгресс. После того как определенная часть требований АНК была удовлетворена властями, АНК, почуствовав силу, начал выступать с «узкопартийными» требованиями проведения внеочередных президентских выборов и отставки президента. В прагматичность этих требований, кажется, не верится даже самым верным сторонникам Тер-Петросяна. Основным аргументом данной прослойки оппозиционных лидеров является тезис о том, что нелегитимность властей никогда в Армении не доводила массы до горячей точки.

В свете процессов, происходящих в политической жизни, оппозиционная пресса Армении ставит вопрос: «Что может помешать Сержу Саргсяну благополучно добраться до конца нынешнего срока и пойти на второй срок?» Ответить на него можно схематично, то есть: 1) протестные общественные настроения, которые имели шанс вылиться в бунт на фоне социально-экономического коллапса и на фоне арабских революций; 2) настойчивые утверждения оппозиции о том, что власть в стране узурпирована в результате сфальсифицированных выборов, и обжалование легитимности власти в суде; 3) внешнеполитические инициативы, прежде всего, карабахская проблема; 4) непенсионные амбиции второго президента Роберта Кочаряна.

Даже одного из этих пунктов хватило бы на то, чтобы расшатать властную пирамиду. Но оппозиция могла сделать это лишь, если ставила задачу сместить нынешнее руководство и взять власть в свои руки. Если рассмотреть все эти 4 пункта в отдельности, станет очевидно, что оппозиция в лице АНК сыграла роль сапера, который расчищает с пути политической брани Сержа Саргсяна все мины. А Серж Саргсян, в свою очередь, создает условия для единоличия АНК в стане многогранной оппозиции.

Часть оппозиции, особенно те, кто подозревают Конгресс в сговоре с властями, считают, что протестный потенциал, с помощью которого можно было возглавить массы и использовать для смены власти, был растрачен попусту. Протестные массы, пришедшие на митинги Конгресса, самое большее, что делали против властей, так это критиковали их деятельность. В итоге бунтарский дух потерял силу, и даже в Конгрессе некоторые уже задаются вопросом, а хватит ли общественной поддержки для смены власти? Митинги Конгресса превратились в площадь, где каждый может вволю поругать власть и выпустить пар.

Таким образом, хочет того или нет, но фактически Конгресс открывает путь Сержу Саркисяну ко второму сроку. Является ли это результатом некой договоренности или нет, сейчас сказать трудно. Хотя выводы, которые можно сделать исходя из последних процессов, говорят о том, что, скорее всего, какая-то договоренность все же есть. В пользу этого утверждения говорит то обстоятельство, что хотя Конгресс дал властям время до сентября для того, чтобы выразить свою позицию по поводу внеочередных выборов и пригрозил в случае отказа требовать отставки президента, не конкретизировал, какие шаги будут предприняты для достижения этой цели.

Фактический отказ от радикальных действий Л.Тер-Петросян объясняет тем, что сомнения Сержа Саргсяна временные, и он рано или поздно предолеет силы, противящиеся диалогу, и сядет за стол переговоров. Более того, Конгресс косвенно заверяет Сержа Саргсяна в том, что готов содействовать в преодолении противодействии окружения.

Анализ ситуации дает основание полагать, что в сентябре Серж Саргсян ответит оппозиции и даст еще один повод отложить «водораздел», чтобы дотянуть до очередных парламентских выборов. К примеру, Серж Саргсян может заявить, что согласен обсуждать с Конгрессом вопрос выборов и даже сформировать для этого коалиционную делегацию. Но пока формирование делегации откладывается на неопределенный срок. Армянское экспертное сообщество в один голос утверждает, что единственной причиной проведения внеочередных парламентских выборов и стимулирования со стороны властей активности АНК может стать желание Армении задержать прогресс в карабахском урегулировании и создать в стране искусственное противостояние власти и оппозиции. Таким образом, выражаясь спортивным термином, ситуацию на армянском политическом игровом поле можно охарактеризовать как ничью с выжидающим элементом.

Гюндуз Шабанов,

ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований Азербайджана 

Поделиться:
3661

Последние новости

Все новости

1news TV