Гурбан Гурбанов: «Если кто-то думает, что он тренер самого высокого уровня – его обязательно опередят»
Формула успеха главного тренера футбольного клуба «Карабах» Гурбана Гурбанова.
Главный тренер клуба «Карабах» Гурбан Гурбанов известен как отличный специалист. Но немногие знают о нем как о человеке. Родился, учился, играл, тренировал… И вот появилась возможность узнать о нем немного больше. Сегодня он гость «Формулы успеха»…
- Гурбан, еще раз спасибо, что нашли время и согласились встретиться, несмотря на такой плотный рабочий график…
- Извините, что не смог сразу принять ваше приглашение. В последнее время такая загруженность на работе, что практически не остается свободного времени. Но хорошо, что мы нашли время и встретились (улыбается).
- Давайте вернемся к началу вашей карьеры. В какой момент жизни вы поняли, что ваше призвание – футбол?
- Честно говоря, о футболе я даже и не думал до того дня, когда старший брат, вернувшись с армии посадил меня перед собой и сказал, что я должен стать футболистом. Не знаю, с чего он это взял, но я был не против, тем более он сам любил футбол и мы с ним вместе играли.
Так получилось, что спустя какое-то время в нашем районе между деревнями состоялся мини чемпионат. Тогда я забил свой первый гол. И знаете, мне понравилось (смеется). Я начал свою карьеру в родных Закаталах в 1988 в клубе «Дашгын», где выступал на протяжении трех лет. Моим первым тренером был Шабан Ширданов.
После возращения из армии я принял твердое решение, что футбол – это то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь.
- В разные годы Вы сотрудничали с разными футбольными клубами, такими как «Динамо», «Балтика», «Факел» «Нефчи» и «Интер». В каком из клубов Вам больше нравилось и почему?
- Хорошие были времена (улыбается).
В 98-ом году я подписал контракт с российским клубом «Динамо» (Ставрополь), где стал лучшим бомбардиром команды. Год спустя ушел из клуба из-за невыполненных условий контракта.
Далее меня пригласили играть за «Балтику», потом был «Факел», который в период моего пребывания в клубе вышел в высшую лигу. Однако дальнейшая моя карьера в этом клубе не сложилась. Я получил травму ноги и не мог какое-то время тренироваться.
В 2001 году играл в «Нефтчи», 2003 - за «Волгарь-Газпром», в 2004 – вернулся в «Нефтчи» капитаном команды, потом был приглашен в «Интер»…
Отвечая на ваш вопрос, где мне больше нравилось, отвечу, что в «Балтике». У меня были хорошие отношения с тренером, коллегами и условия контракта меня вполне устраивали.
- Что вам дал футбол? Чему научил лично вас?
- Футбол дал мне все. Он открыл мне мир. Мальчишка из провинции дорос до футбольного тренера (смеется). Я начал играть в команде, в которой были определенные ценности: быть всегда одной командой, иметь солидарность с товарищами… Появилась спортивная выдержка, закалка, которая сделала меня сильнее. Думаю, что спорт в целом и футбол в частности многое дает.
- А как началась Ваша тренерская карьера?
- Ближе к 30 годам я стал проявлять интерес к работе футбольных тренеров. Читал, консультировался с разными тренерами по этим вопросам. Но сама главная причина из-за которой я решил покончить с карьерой футболиста - серьезная травма ноги. Семь месяцев я практически не выходил на поле.
Шел 2003 год. Я вернулся в Азербайджан. В этот же год Президент Ильхам Алиев подписал указ о возрождении футбола в нашей стране.
Тогда я был принят в клуб «Нефтчи» в качестве капитана команды. Было нелегко после перерыва вновь влиться в игру, а позиция капитана накладывала еще большую ответственность. Пришлось наверстывать упущенное. Спустя год «Нефтчи» стал чемпионом страны.
Летом 2005 года я ушел из «Нефчи» в «Интер», где год работал спортивным директором. Потом вновь вернулся в «Нефтчи», но уже на позицию главного тренера. Это был мой первый выход в качестве тренера.
Я немного волновался. Но меня поддержали руководители клуба, поверили в меня. Это помогло мне, мы смогли выиграть первую игру, но потом три раза подряд проиграли. Помню, как тогда меня критиковали на страницах газет. Было неприятно все это слышать.
Я стал подумывать об уходе, но не смог сразу попрощаться с клубом. У меня были хорошие отношения с руководством и мне не хотелось, так сразу оставлять их.
В 2008 году я все-таки ушел из «Нефтчи». Год спустя был принят в клуб «Карабах» главным тренером. Вот так все и начиналось…
- Где вам было комфортнее: в роли игрока или тренера?
- Тренировать команду труднее, чем играть самому. Нелегко найти общий язык с каждым футболистом, а надо. Ты должен суметь поставить себя так, чтобы тебя уважали, прислушивались к твоему мнению. Конечно, все это требует времени (улыбается).
- Вы набираете в команду больше наших футболистов, нежели легионеров. С чем это связано? У вас есть какой-то особый секрет?
- Когда я пришел в «Карабах» я настоял на том, чтобы в команде было больше наших игроков. К счастью, спонсор клуба «Azersun Holding» поддержал меня в этом вопросе. Нам пришлось попрощаться с легионерами, оставив только трех игроков по тем позициям, на которые было сложно найти футболистов в Азербайджане. Сегодня в нашей команде 20 наших игроков и три легионера.
Помню в 2009 году "Карабах" выиграл финскую "Хонку" на выездном матче в рамках третьего квалификационного раунда Евролиги. Это произошло в день оккупации Агдама, что вызвало большой ажиотаж среди болельщиков. В моей карьере эта была самая тяжелая игра. Я находился в большом напряжении.
В ночь перед игрой я не мог заснуть, думал, как все сложится. Ведь эти настроения могли, как помочь нам, так и наоборот, навредить. К счастью, нам удалось выиграть со счетом 1:0 в нашу пользу.
После этого к нам появилась большая симпатия. Нашу команду уважали еще за то, что она состояла практически полностью из азербайджанских ребят, которые смогли добиться таких заметных результатов за столько короткое время.
И самое приятное было то, что после нашей победы господин Президент лично позвонил и поздравил нас.
- Ваших игроков переманивают?
- Конечно, бывает, как и у всех. Но, тем не менее, большинство ребят хотят играть за «Карабах» и меня, как тренера, это очень радует.
- Какова атмосфера в команде? Легко ли уживаются друг с другом новички и старожилы?
- В любой команде могут возникать конфликты, но я думаю, что это в какой-то мере хорошо. Я «за» то, чтобы ребята открыто выражали свои чувства. Скажу больше, некоторых футболистов нужно даже провоцировать, чтобы они показали себя еще лучше.
Но при всем при этом в команде должно быть доверие между игроками и тренером. Если этого не будет, то и результаты будут значительно ниже. Поэтому, когда я принимаю в команду легионеров, то хорошо обдумываю свое решение. Я оцениваю новичка также с точки зрения того, сможет ли он влиться в коллектив.
- Как вы думаете, кем в первую очередь должен быть футбольный тренер?
- Тренер должен быть фанатом своего дела. Горячо любить футбол. Он должен знать, как работать с командой, и что ей нужно.
Мне еще многому надо научиться. Я должен расти, получать новый опыт, извлекать из него уроки. Иначе останешься на месте. Если кто-то думает, что он многого достиг, что он уже тренер самого высокого уровня, – его обязательно опередят. Но если готов идти дальше, всегда будешь придумывать что-то новое.
Когда я пришел в «Карабах» я вроде бы должен был строить игру под игроков. Но у меня была своя стратегия и я начал подбирать футболистов под новые критерии. И сегодня я доволен своими ребятами (улыбается). Но, конечно, хотелось бы, чтобы они показывали еще более яркие результаты.
Сейчас у нас есть несколько вопросов, решив которые мы сможем добиться большего. У нас, к сожалению, пока нет своего тренировочного поля, но наши спонсоры обещали построить базу для нашего клуба.
- Что вас еще беспокоит?
- Болельщики (смеется). Неприятно играть на полупустом стадионе. Нам нужны хорошие болельщики…
- Мы только и говорим с вами о футболе. Что вас еще интересует кроме футбола?
- Люблю настольный теннис. Предпочитаю спокойный отдых, активному.
- Расскажите немного о семье?
- У меня двое детей: сыну 9 лет, дочери - 5. Сын увлекается футболом. Он тренируется сейчас в «Нефтчи». У него большое желание заниматься футболом. Я часто беру его с собой на сборы за границу. У него есть способности и мне хотелось бы, чтобы он профессионально занимался этим видом спорта.
- Как долго видите себя тренером?
- Не представляю себя в другой сфере. Но есть определенный возраст, до которого мне хотелось бы проработать тренером. Каждый период жизни нужно использовать по максимуму. Если я почувствую, что мне пора уйти, то уйду.
- Что вы можете сказать о себе в двух словах?
- Когда я был футболистом, мне нравилось, когда обо мне говорили, писали в газетах, узнавали на улице. Я даже в какой-то степени стремился к этому. Но с годами, все это перестало иметь для меня такое большое значение. Сейчас мне хочется оставаться в тени и просто делать свою работу.
- О целях в жизни?
- Хотелось бы, чтобы «Карабах» попал, как минимум в Лигу Европы. Тогда у нас появится шанс играть с серьезными европейскими командами…
- Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой?
- Мне 39 лет и думаю, то, что я хотел реализовать за этот отрезок времени, я сделал. Но мне предстоит еще немало новых задач. Только бы на это все хватило сил и терпения (смеется).
- Подытожим беседу. Поделитесь формулой вашего успеха?
- Четко видеть цель, уважать себя и других, любить свое дело и не переставать работать над собой.
Знаете, было время, когда я мог нагрубить человеку или сказать что-то обидное, но сейчас, когда я работаю тренером, понимаю, что этим можно только все испортить. Надо уметь находить с каждым человеком общий язык, контролировать свои эмоции, быть терпеливым и понимающим, тогда тебе будет легче понять себя и тех, кто тебя окружает.
Беседовала Ругия Ашрафли
Фото Тофика Бабаева