Турецкая внешняя политика как «платформа нестабильности» в регионе? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Турецкая внешняя политика как «платформа нестабильности» в регионе?

12:04 - 17 / 09 / 2011
Турецкая внешняя политика как «платформа нестабильности» в регионе?

Наверное, не имеет смысла говорить о глубине братских отношений между турецким и азербайджанскими народами, поскольку этот факт известен всем: и нашим друзьям и недругам тоже.

Исторические связи, общая культура, религия, борьба, судьба и мировоззрение в отношении многих глобальных вопросов неразрывно связали турецкий и азербайджанский народы, по сути являющиеся кровными братьями.

Буквально на днях, 15 сентября мы вместе отмечали дату освобождения Баку от большевистско-дашнакской хунты в 1918 году. Тогда, 15 сентября 1918 года Кавказская Исламская Армия, состоящая из турецких и азербайджанских воинов, во главе с Нуру Пашой освободила Баку от английских интервентов, армянских бандитов и большевистской диктатуры.

Тремя годами ранее – в 1915 году, в ходе Первой Мировой войны тысячи и тысячи азербайджанских тюрок отправились в Турцию где сражались плечом к плечу со своими турецкими братьями. Только во время битвы при Чанаккале, или Дарданельской операции 1915 года, как ее называют на Западе, погибло 3 тысячи азербайджанцев.

В битве при Чанаккале и дальнейшей обороне этого стратегически важного пункта, взятие которого привело бы к полному падению Турции, страны Европы понесли сокрушительное поражение. Потери, понесенные только Великобританией в этой битве, составили треть всех ее потерь в годы Первой Мировой войны.

Известно, что в те годы азербайджанский народ очень переживал за судьбу братского народа, единственного независимого тюркского государства, авангарда тюркского мира.

Многие в Азербайджане добровольцами записывались в турецкую армию, дабы противостоять врагам, замышлявшим расчленить Османскую Турцию. В те годы азербайджанские патриоты собирали деньги и все необходимое для нужд турецкой армии.

Тюркская солидарность между нашими братскими народами давала себя знать всегда, когда кому-то из нас грозила опасность. Мы всегда делим друг с другом и радость и горе и готовы всегда на взаимовыручку. Это идет из глубины души наших народов и является естественным отношением между двумя братьями: Турцией и Азербайджаном.

Следует отметить, что идейным вдохновителем создания Турецкой Республики для передовых политических кругов этой страны стали труды и деятельность целой плеяды азербайджанских ученых и интеллигенции. Недаром турецкий историк Кямаль Карпат и другие ученые, считают, что не турки принесли в Азербайджан тюркское самосознание, а азербайджанцы распространили его в Турции.

Братству наших народов нет альтернативы: оно зиждется на естественных искренних началах и будучи примером для других тюркских народов, как стержень поддерживает идею братства всего тюркского мира.

Однако на этом фоне, в последнее время вызывает много вопросов некоторые моменты внешней политики нынешних властей Турции. Наверное, не будет открытием, если сказать, что азербайджанский народ не меньше турецкого радовался каждой политической победе на выборах правящей Партии справедливости и развития.

Но, к сожалению, некоторые политические шаги нынешних властей Турции, вызывают озабоченность в Азербайджане и так как между братьями не должно быть недомолвок, то будет уместным поставить точки над некоторыми «i» в турецко-азербайджанских отношениях.

Сегодня в турецком политическом истеблишменте некоторые круги вновь активизируют разговоры вокруг Цюрихских протоколов по нормализации армяно-турецких отношений. 

И это несмотря на то, что власти Турции: лично премьер-министр Р.Эрдоган, президент А.Гюль, глава МИД А.Давутоглу и другие высокопоставленные лица не раз утверждали, что эти протоколы напрочь изъяты из повестки турецкой политики.

К тому же касательно Армении наблюдается также стабильный рост товарооборота Турции с ней через Грузию и Иран, что не может не беспокоить Азербайджан.

Вообще в целом за последние полгода власти Турции фактически действовали противоположно тому, что они до этого говорили. Это касается и арабского и в целом мусульманского мира, на защиту которого открыто, встала официальная Анкара. Однако события «арабской весны» показали, что и тут не все так просто.

Несколькими годами раньше, Турция объявила стратегию «ноль проблем с соседями» а в направлении Южного Кавказа выдвинула Платформу стабильности и безопасности. Но ныне можно констатировать, что в итоге официальная Анкара делает все с точностью наоборот.

Начнем с отношений с Сирией. Если совсем недавно, согласно заявлениям турецких официальных лиц, «уровень турецко-сирийских отношений достиг небывалого в истории уровня», а политики двух стран держась за руки, делали символическую «живую цепь единства» на границе Турции и Сирии, то ныне к турецко-сирийской границе стягиваются турецкие войска и в воздухе пахнет порохом. А ведь еще год-два назад вовсю набирал обороты турецко-сирийский Совет высокого уровня по стратегическому сотрудничеству, патронируемый лично главами двух стран.

К примеру, в октябре 2009 года десять турецких министров, возглавляемые главой МИД А.Давутоглу, присоединились к своим сирийским коллегам для проведения переговоров под эгидой только что созданного Турецко-сирийского Совета.

Почти 40 соглашений было подписано в течение 10 дней, проводились совместные наземные военные учения. Армии Турции и Сирии начали масштабные маневры в приграничных районах двух стран. Среди прочего в ходе учений отрабатывался ответ на возможную агрессию Израиля. Турция и Сирия планировали также сотрудничество в сферах энергетики, в рамках которого создавалась совместная компания, которая займется поиском нефти в Турции, Сирии и на территории других стран. Не исключалось также сотрудничество Сирии и Турции в ядерной сфере…

Однако эта эйфория уже позади, поскольку с началом «революции» в арабских странах, а по сути массовых беспорядков в этом взрывоопасном регионе, Турция резко изменила свое отношение в первую очередь к Сирии и к ее властям.

Дальше – больше, власти Турции фактически поддержали политическую игру Запада по свержению законного руководства в странах Северной Африки и Ближнего Востока, тем самым у некоторых экспертов и комментаторов создалось ощущение, что внешнюю политику Турции по пунктам расписывают в Госдепе США.

В итоге Турция стала похожа на орудие американской политики «управляемого хаоса» в арабском мире, где рекой льется кровь простого народа. Тогда как совсем недавно высокопоставленные руководители Турции, выступая перед многомиллионной аудиторией, клятвенно обещали защищать интересы арабского народа и делать это рука об руку с властями этих стран.

А что в итоге? Арабы брошены на произвол судьбы, а обещанной поддержки со стороны Турции пока что ждать не приходится.

Парадокс в том, что до этого Турция обостряла свои отношения с Израилем, якобы ради защиты арабских интересов, а в итоге рассорилась почти со всем арабским миром.

Официальная Анкара якобы напрягала отношения с Израилем из-за арабов и палестинского вопроса, а Эрдоган, несмотря на все свои обещания, так и не поехал в Сектор Газа, хотя прилюдно грозился это сделать.  

В итоге Турция, на словах говоря о стратегии «ноль проблем с соседями» нажила себе противников в лице соседнего Израиля, Сирии, Ирака, Греции и создала напряженность в отношениях с Азербайджаном.

При этом важно помнить, что напряжение в отношениях с Армении ни спало ни на йоту, о чем красочно свидетельствует недавнее заявление Саргсяна, в котором он озвучил будущие территориальные претензии к Турции… Кстати это итог еще одной турецкой инициативы: Платформы стабильности и безопасности на Южном Кавказе, которая на деле стала всего лишь «оберткой» для нормализации турецко-армянских отношений.

У Азербайджана вызывает удивление еще один невыполненный Анкарой пункт: обещания турецкой стороны способствовать транзиту азербайджанского газа в Европу.

Комментируя 1news.az ситуацию с транзитом азербайджанских энергоресурсов на европейские рынки, руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана, эксперт Ильхам Шабан, коснулся некоторых любопытных моментов. 

По мнению И.Шабана, у Азербайджана есть альтернативные турецкой территории маршруты поставок газа. По большому счету Азербайджан и не торопится наращивать транзит газа, поскольку в этой сфере есть немало внешнеполитических рифов, на которые нам натыкаться и портить отношения с другими крупными поставщиками газа в Европу нет смысла.

По словам Шабана перспективным маршрутом также является транзит через Черное море с выходом на Украину или же порты стран Восточной Европы.

«Недавно завершился тендер по изучению вопроса изучения наибольшей рентабельности и технологии поставок газа танкерным способом по проекту AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector). Скоро объявят победителя в этом тендере, который до следующего года должен будет предоставить итоги своего оценочного изучения степени перспективности проекта AGRI», - сказал он.

«Станет ясно, через какие порты на Черном море будет поставляться газ в Европу, каким путем выгоднее транспортировать его по морю: в сжиженном или в сжатом виде, что зависит от объемов заказа европейских потребителей», - констатировал Шабан, особо отметив, что Азербайджан неторопливо выбирает наиболее выгодные и стабильные маршруты поставок газа.

Подведя итоги это краткого анализа, хочется отметить, что новая так называемая «неоосманская» политика Турции, воспринимается с серьезной озабоченностью практически всеми соседями этой страны от Балкан до Средней Азии, не собирающихся поступаться своими интересами ради мифических амбиций турецкой элиты, намеревающейся превратить Балканы, Кавказ и Среднюю Азию в «оазис турецкого влияния», как выразился глава МИД Турции А.Давутоглу.

В итоге получается, что вместо объявленного «ноля проблем» и «платформы стабильности», Турция создает проблемы там, где их и не было, напрягая ситуацию в и без того взрывоопасных регионах.

Напрашивается вывод, что вместо объявленной политики региональной стабильности и «ноля проблем» с соседями, в действительности Турция продвигает политику т.н. «неоосманизма», пытаясь восстановить Османскую империю в каком-либо формате.

А любая империя предполагает опору, в первую очередь, на идеологические выкладки и предпочтения, то есть на первый план выходят уже не только геоэкономические интересы, но и идеологические, когда вырабатывается имперская политика готовности дружить с теми, кто поддерживает ее идеологическую доктрину и враждовать с теми, кто не желает ее экспорта в свою страну.

К сожалению, есть факты, свидетельствующие о том, что турецкая сторона пытается вести экспорт идеологии и смотреть на соседние страны через свои идеологические призмы и установки. А поскольку, есть прецедент Ирана, после 1979 года начавшего смотреть на окружающий мир через религиозную призму и требовать от соседних стран такого же, важно принимать во внимание последствия, которые Иран «получил» в отношениях с соседями, среди которых дружбой с Ираном может похвастать разве что Армения...

Ризван Гусейнов

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
6476

Последние новости

Все новости

1news TV